Культура сегодня и ее влияние на конкурентоспособность страны

Дата публикации: 23.01.2018

О влиянии политики в сфере культуры на общество и конкурентоспособность страны рассуждает российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог и публицист, член Федерального совета «Партии дела», эксперт Московского экономического форума Максим Калашников.

- Оказывает ли влияние, по-вашему мнению, политика в сфере культуры на общество и производство страны?

- Естественно, уровень культуры в обществе задает правящий класс, элита. В стадии становления новой культуры нашей страны преобладали принципы цинизма и обогащение любой ценой. Такой она сформировалась и осталась. В основе культуры потребительства любой ценой лежит культура так называемого нового либерализма: не надо думать о будущем, о будущем подумают потомки, наши дети, нам нужно жить здесь и сейчас. Эта культура пришла с Запада, всколыхнувшись в 80-е годы, а потом ее перенесли сюда. В итоге, в культурном плане в Российской Федерации сегодня нет никаких условий для движения вперед. Есть цинизм, есть заигрывание с массами, но никакой нацеленности в будущее эта "культура" не несет.
Культура РФ сегодня, как ни печально, шизофренична потому, что тянет в разные стороны. С одной стороны, сохраняется тенденция 90-х годов, цинизма и потребительства, с другой - официозной пропаганды, восхваления побед прошлого. Это приводит к тому, что истории не интересны, и вызывают больше критики и отторжения. Понимая недолговременность культуры, которая не опирается на большие внутренние ценности, в искусство и культуру добавили восхваление прошлого, бесспорно славного, но без стремления в будущее.

- А российские мультфильмы, создаваемые сегодня, или фильм "Движение вверх", в которых обозначены ценности и хорошо показаны характеры разве не пример для подражания?

- Во-первых, давайте скажем не ценности, а святыни и идеалы. Во-вторых, "Движение вверх" - это фильм о прошлом, это 1972 год. Хорошее время, безусловное уважение и культ спорта, но это история о прошлом, воспевание побед прошлого. А ведь наша культура когда-то подавала пример. Вспомним хотя бы образцы русской, советской ранее культуры. Это был гигантский рывок в литературе и кино. 30-е годы - выход фильма о будущем "Аэрограф", о полетах в космос - "Космический рейс", или кинематограф 50-60-х годов - "Планета бурь" о высадке советского экипажа на Венеру, "Полеты к луне", "Мечте навстречу". Соответственно, вся литература советского времени: "Человек-амфибия" Александра Беляева, научно-фантастический роман о человеке, живущем под водой или "Волшебное око" о ядерной энергии и "Туманность Андромеды" советского писателя-фантаста, учёного-палеонтолога Ивана Ефремова и многие другие. Все было нацелено на движение вперед, на будущее. Людям давали мечту. Авторы не воспевали победы прошлого, а показывали путь вперед, создавали атмосферу в обществе.
Что сейчас? Патриотизм. Я сам поборник патриотизма, но пока все сводится к бегу с автоматами и полосе препятствий. Это не образ будущего. Само построение футурологического будущего мы отдаем Западу. Яркие, шумные фильмы - дети против волшебников - это о чем, спрашиваю я? Удивительно, но мультфильмов, равных по силе воздействия, красоте и смыслам советского периода до сих пор нет.

- Получается кино, искусство, которые говорят о будущем - это всё-таки фантазия того, кто создает? А что, по-вашему, могло бы помочь в формировании в культуре образ будущего?

- Сегодня управление культурой находится в руках тех, кто имя, статус и положение нажил на отрицании идеалов прошлого, и любые программы, которые принимаются, будут соответствовать этим целям. Добавлю, мало кто уже помнит, но у нас есть великолепные культурные залежи в истории - это прекрасная научная фантастика советского времени: Кир Булычев, Иван Ефремов, Георгий Гуревич, Александр Шалимов, Сергей Снегов, Зиновий Юрьев, Владимир Савченко, Сергей Другаль, Аскольд Якубовский, Борис Штерн и другие авторы. Как пример кино, повлиявшего не на одно поколение детей, могу привести фильм - "Гостья из будущего". Ничего подобного сейчас нет.

- Вы считаете, что проблема в специальных заказах или незнании технологий, при наличии сюжетов?

- При отсутствии внутренней наполненности всех участников процесса, фильмы, истории получаются фальшивыми. Для начала нам нужна смена элиты, управляющей культурой, и начало новой индустриализации, когда человека двигали по его талантам. Справился с проектом, поднял завод, создал новый самолет, открыл новые виды энергии? - тогда поднимают. В России сейчас этот принцип не работает, и пока это сохраняется - невозможно создать другой культурный пласт. Образ будущего сегодня - это образ будущего Запада.

- А WorldSkills (конкурс ремесленнического искусства, конкурс рабочих профессий мирового уровня, - прим.) разве не предлагает альтернативы, не продвигает молодых, талантливых в своем деле ребят?

- Я не вижу на руководящих позициях этих талантливых людей, такое развитие не предусмотрено. Для продвижения талантов нужно массовое развитие промышленности. Его нет. Капитанов промышленности нужно выдвигать на руководящие позиции. Кто в России знает о людях, предпринимателях, которые творят чудеса в своей отрасли? К примеру, Сергей Серебряков и его партнер поставляют лазерное оборудование, собранное с нуля, из российских частей, или большое число других предпринимателей, честно работающих на благо своей страны? Кто о них знает? Мы имеем дело с имитацией, а реальной политики поддержки уникальных людей с инженерным образованием и бизнес-опытом нет. Поэтому имеем управленческий и культурный кризис.

- Значит вы считаете на телевидении и в кино должны быть программы о реальном секторе, героях и лучших людях страны?

- Такие программы и истории безусловно должны быть. Они кардинально изменят взгляд молодых людей на определенные профессии. Но программы должны быть выполнены не в совковом стиле, а абсолютно прогрессивными, должны быть интересными молодым.
Во-вторых, нужен образ страны. Какой мы ее видим? Какое будущее нам нужно? В образах, символах, описании, понимании, разных знаковых системах. Должно идти формирование среды, находясь в которой вырастет новое поколение. В этой среде должны быть инженеры и конструкторы, причем не нищие, а уважаемые, популярные и высокооплачиваемые. В этой среде должны быть на первых местах не шоумены, а ученые, промышленники и деятели культуры. Нужно понимать взаимосвязь - если развивается промышленность - развивается наука и образование. Одно без другого невозможно.

- Не будет ли такая культурная политика перекликаться с советской пропагандой, воспеванием подвигов трактористов и доярок?

- Родившиеся в 90-е годы дети цинизма времени не застали, и советского времени не застали. Давайте попробуем дать то, чего у них не было. У них должны быть примеры перед глазами. И, безусловно, создавать произведения культуры и искусства должны представители "динамичного поколения". Современное кино, с применением технологий и интересными сюжетами о будущем может стать интересным подрастающему поколению, тем, кто будет жить в будущем.