Рособрнадзор усовершенствует Единый государственный экзамен по обращениям граждан

Дата публикации: 05.07.2017

Благодаря изменениям в заданиях Единого экзамена — 2018, угадать правильный ответ на экзамене будет практически невозможно, обещают в ведомстве. Замечания и предложения учеников и их родителей Рособрнадзор начал собирать сразу после окончания основного этапа проведения выпускных испытаний этого года. Принимать информацию планируют до 11 августа, а все новшества в ЕГЭ будут утверждены и опубликованы до 1 сентября.

Обществознание снова впереди

В 2017 году основной период ЕГЭ проходил с 29 мая по 1 июля. На участие в экзаменах были зарегистрированы 703 тысячи человек, из них 617 — выпускники текущего года. Для шести тысяч выпускников с ограниченными возможностями были созданы специальные условия. Всего же экзамены принимали в 5,5 тысячах пунктов. ЕГЭ в этом году проходил в штатном режиме. По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, во многом это связано с усилением информационной безопасности при доставке контрольных материалов и обработке ответов учеников. Общее количество нарушений сократилось более чем в полтора раза. В этом году наиболее популярными предметами, как и год назад, стали обществознание (его сдавали 54 процента участников ЕГЭ), физика (26 процентов), история (21 процент), биология (20 процентов), химия (13 процентов). 

Судя по данным, опубликованным на сайте Рособрнадзора, школьники стали лучше готовиться к Единому экзамену. Количество двоечников по всем дисциплинам сократилось в 1,5—2 раза, число удалений за использование шпаргалок тоже снизилось  - со 130 до 90 человек. А стобалльников, наоборот, стало больше — в этом году, по данным ведомства, впервые  21 выпускник получил 300 баллов на ЕГЭ.

Литературу ждёт обязательный ЕГЭ?

Такие цифры  выглядят вполне оптимистично, особенно на фоне того, что в большинстве  заданий уже практически нет тестовой части. И тем не менее систему ЕГЭ необходимо совершенствовать и дальше, считают  законодатели. О своих предложениях и замечаниях по проведению аттестационной кампании депутаты и сенаторы рассказали «Парламентской газете».

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина,  его коллеги по комитету одобряют реформирование государственной аттестации. «Важно, что вопросов из серии: кто придумал теорему Пифагора, больше не будет», — сказал «Парламентской газете»  Олег Смолин. Такие тестоподобные задания, считает депутат, действуют на учеников отупляюще. Зампред профильного думского комитета долгие годы выступал противником Единого экзамена, но в последнее время изменил свое мнение. «ЕГЭ преобразился и улучшился, — отмечает Смолин. — Итоговый экзамен по математике стал неотличим от классической контрольной работы. Появилось сочинение, правда, в форме допуска к экзамену, но это тоже шаг вперёд».

К числу других достижений депутат относит  введение устной части по гуманитарным предметам — истории и обществознанию. Чтобы усовершенствовать ЕГЭ, зампред предлагает сделать экзамен добровольным -  сейчас такое право предоставлено лишь  выпускникам с ограниченными возможностями здоровья и учащимся школ, расположенным на Крымском полуострове. Также Смолин считает, что стоит ввести обязательную аттестацию не по истории, как предлагает министр образования и науки Ольга Васильева, а по литературе, потому что этот предмет — наиболее мощное средство духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Форма экзамена — по выбору

Коллега Олега Смолина по комитету, депутат Алёна Аршинова считает, что итоговая государственная аттестация стала более взвешенной и прозрачной. «Сейчас все выпускники, кто получил выше 80 баллов, на контроле в местных отделах образования, их работы тщательно проверяют, благодаря чему при сдаче ЕГЭ гораздо меньше подлогов и выше уровень подготовки выпускников», — сказала  Аршинова «Парламентской газете».  И тем не менее Единый экзамен, по мнению депутата, — серьёзный стресс для старшеклассников. Чтобы снизить уровень волнения, член думского Комитета по образованию и науке предлагает убрать критерии оценки преподавателя, школы и  региона по сданному ЕГЭ.

Впрочем, мнение членов думского Комитета по образованию и науке разделяют далеко не все парламентарии. Самый молодой представитель нижней палаты парламента, единственный депутат, кто на себе ощутил все плюсы и минусы ЕГЭ, член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи  22-летний  Василий Власов считает, что идея единой итоговой аттестации провалилась, так как школьники из глубинки по-прежнему не имеют шансов поступить в ведущие вузы, такие как МГИМО. А сама подготовка к ЕГЭ, по мнению депутата, больше напоминает процесс натаскивания по определённым предметам за счёт других дисциплин. По его мнению, ЕГЭ следует вообще отменить. 

У члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, бывшего учителя истории и права Елены Афанасьевой  к Единому экзамену и промежуточной аттестации после 9-го класса (ГИА) тоже немало претензий.  «Во многом мы имеем такую хорошую статистику по стобалльникам и отличникам из-за того,  что в 9-м классе, если итоги ГИА низкие, школьнику предлагают забрать документы», — делится сенатор.  В связи с этим сенатор  предлагает закрепить за каждым старшеклассником право выбора: сдавать ЕГЭ или обыкновенный классический экзамен.

Справка

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги опроса, который проводился на официальном портале ЕГЭ среди выпускников и учащихся школ, чтобы узнать их мнение об итоговой аттестации. Опрос проходил с 9 по 25 июня, участие в нём приняли около 7,5 тысячи посетителей портала.  

68 процентов посетителей официального портала ЕГЭ считают, что Единый экзамен как выпускной в школе и вступительный в вуз удобнее, чем прежняя система

 83,4 процента участников опроса одобряют то, что  результаты ЕГЭ действительны четыре года

 для 16,6 процента этот факт не имеет значения

67 процентов проголосовавших отметили, что наличие резервных дней для сдачи ЕГЭ даёт возможность выпускникам и их родителям не переживать, если возникнут непредвиденные обстоятельства, которые помешают сдавать экзамены в основные дни. 

78,5 процента респондентов считают, что к ЕГЭ удобнее готовиться благодаря заранее установленным требованиям и открытому банку заданий,

 21,5 процента заявили, что для них комфортнее экзамен, проводимый в произвольной форме. 

62 процента опрошенных считают более удобной письменную форму экзаменов,

38 процентам респондентов  удобнее сдавать экзамен в форме беседы с преподавателем.

64 процента опрошенных не хотели бы, чтобы их экзаменовал преподаватель, с которым не сложились отношения в школе.  

51,8 процента выпускников хотели бы поступать в вуз только по результатам ЕГЭ,

а 48,2 процента  считают необходимым дополнительный профильный экзамен в вузе

 52,5 процента участников опроса полагают, что ЕГЭ выравнивает шансы на поступление в вуз для выпускников из крупных городов и из регионов

47,5 процента  ответили, что значение имеет не форма экзамена, а мотивация и желание поступить в выбранный вуз 


Рособрнадзор ждет ваших мнений

Предложения по совершенствованию единого государственного экзамена принимаются до 11 августа по электронной почте ege2018@obrnadzor.gov.ru.

Источник публикации: Парламентская газета