Во имя бюджета и справедливости

Дата публикации: 03.07.2017

Производство в России неконкурентоспособно прежде всего из-за коррупции, высоких налогов, судебного и административного произвола. Ниже предложены меры, реализация которых позволит обеспечить рост экономики, ослабив влияние на нее указанных факторов, и даст бюджету в виде дополнительных доходов не менее 10 триллионов рублей ежегодно.

Кому польза от головной боли бухгалтеров?

Одна из коренных проблем всех сторон нашей жизни - сложность бюрократических процедур. Отсюда очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения мелкого вопроса... Они становятся одной из причин коррупции: проще дать взятку, чем оформить по закону. И все же своей сложностью особо выделяются процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов и с налоговой отчетностью. При этом ценой ошибки оформления может стать разорение предприятия или уголовное преследование как его руководителей, так и рядовых работников бухгалтерии.

"Книга покупок" и "Книга продаж" с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) - далеко не полный перечень "заморочек" бухгалтера. Отчет в налоговую инспекцию - несколько десятков страниц текста и расчетов. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями, вплоть до уголовных. Среди сидящих сегодня в тюрьмах - более 100 тысяч предпринимателей, многие оказались там из-за разногласий с налоговой инспекцией в оценке отчетных данных, в первую очередь - по НДС. Электронная отчетность этих проблем не решает.

Сегодня в России, по разным данным, работают от 3,7 млн до 5 млн бухгалтеров - одна их самых массовых профессий. Самостоятельными видами бухгалтерской деятельности стали сдача отчета предприятия, его регистрация и закрытие.

Между тем налоговую отчетность можно существенно упростить, а объем декларации (налогового отчета) - сократить до 1 - 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, налоговые вычеты, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно кто есть кто: кто создает добавленную стоимость и дает людям работу, а кто занимается перепродажей и "обналичкой"; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. В сегодняшнем же отчете ничего не видно. Возможно, длянекоторых это и есть его достоинство. Проект формы налогового отчета по всем налогам на одной странице нами разработан. Возражений по существу мы ни от кого не слышали. Но... и тех, кому в нашем государстве это нужно, мы пока не нашли. Между тем экономия от реализации нашего предложения в годовом исчислении может превысить десятки млрд рублей.

Всегда ли добавленная стоимость дает добавку в бюджет

Актуальнейшей проблемой нашей экономики остается недостоверная практика учета и отчетности по НДС. Существующая методика расчета и система администрирования НДС открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от его уплаты и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно". Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах - иски, связанные с НДС. Злоупотребления с уплатой и возвратом НДС процветают и при экспорте и импорте, и при реализации продукции внутри страны.

Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4100 млрд рублей, в том числе 2589,4 млрд рублей - за продукцию, произведенную и реализованную в России, и 1510,6 млрд рублей - за импорт.

О полноте уплаты НДС (резервах бюджета) можно судить, если сопоставить данные Федеральной налоговой службы (ФНС) о собранном налоге и данные Росстата о добавленной стоимости. Если поделить сумму собранного НДС (2589,4 млрд рублей) на добавленную стоимость (72817,5 млрд рублей), то мы увидим, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 3,55%. Между тем в соответствии с российским законодательством часть продукции облагается по ставке 18%, а часть - по ставке 10%. Выходит, фактическая собираемость НДС в России равна примерно 22,2%, а выпадающая его величина - 77,8%. Иначе говоря, более 3/4 этого налога государством не собраны.

Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать этот налог по предлагаемой нами методике (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и налогов, умноженная на ставку налога), то и предприниматели, и рядовые покупатели скажут спасибо. При этом за продукцию, произведенную и реализованную в России, бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если воспользоваться опытом Китая и отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей, одновременно частично сократив льготы, то дополнительные доходы бюджета будут еще больше.

Не надо забывать: в связи с введением Федеральной налоговой службой системы "АСК НДС-2", позволяющей вести тотальный учет уплаты НДС по всем счетам-фактурам цепочки поставщиков, уклоняться от уплаты будет опасно. Первые результаты действия системы "АСК НДС-2" показали, что, несмотря на падение ВВП, сбор НДС вырос на 200 млрд рублей. Однако одновременно Росстат зафиксировал в 2015 году сокращение 70 тысяч малых предприятий. Естественно, это случилось не только из-за НДС, но и он сыграл свою убийственную роль.

Прежде чем внедрять наши предложения для всех, мы считаем целесообразным проверить их эффективность в двух-трех регионах России. И выполнять эту работу целесообразно поручить нам. От минфина и ФНС потребуются минимальное финансирование и содействие. По результатам проверки можно будет уточнить ставку НДС. Возможно, более эффективной для бюджета, бизнеса и населения будет ставка НДС, равная даже 6%.

Подоходный налог платить по доходам

Существует и поддерживается миф, что введение плоской шкалы подоходного налога в 2001 году в размере 13% позволило и увеличить его собираемость, и предприниматели вышли из тени. Этот миф полностью опровергают проведенные независимо друг от друга в 2002 - 2004 годах исследования Всероссийского центра уровня жизни и Счетной палаты РФ: рост поступлений объясняется только увеличением налогооблагаемой базы - введением подоходного налога с военных и повышением окладов и т.д.

И сторонники, и противники российской плоской шкалы, как правило, руководствуются "внутренним убеждением", которое обычно оказывается классовым чутьем. При этом речь ведется о справедливости. Между тем, расчеты показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала подоходного налога, то ВВП России был бы на 30 - 50% выше, чем сегодня. Объяснение очень простое: если у большинства населения нет денег, то нет и покупательского спроса, значит, ВВПне растет. А богатые? Они хранят свои средства за рубежом, тратят их там же на недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.) или развивают там бизнес, что также не способствует росту российского производства и ВВП.

Именно прогрессивная шкала налогообложения позволяет перераспределять доходы оптимальным образом. За счет собранных налогов появляется возможность обеспечивать достойную зарплату бюджетникам: учителям, врачам, работникам культуры, военным и др. Кстати, в США подоходный налог составляет почти половину бюджета, а у нас - лишь около 10%. Все страны, добившиеся успехов в экономике, а также страны БРИКС (кроме России!) применяют прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Плоская шкала хороша там, где нет избыточного неравенства. Но применяют ее и там, где власти отдают приоритет интересам богатого меньшинства перед интересами страны и имеют возможность морочить головы своим гражданам. Власти России, повидимому, тоже догадываются, что в РФ целесообразно вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Но, примерив этот налог к своим доходам, решают подождать, пока не клюнет "жареный петух". А у нас он еще только просыпается.

Экономисты, критикующие власть с позиций неолиберализма, тоже плоской шкалой довольны. Приведем лишь мнение Е.Г. Ясина: "Никаких очередных реформ в налоговой системе нам не нужно. Сейчас общий уровень налоговой нагрузки составляет 39%. Эта цифра - незапредельная, бизнес ее выдержать может... Прогрессивной шкалы налогообложения в России больше не будет никогда. И следовать по этому пути будет все больше стран".

Колумнист "Форбс" в обоснование плоской шкалы утверждает, что "в Германии вдобавок к прогрессивному подоходному налогу (до 45%) платят 41% налогов на ФОТ", а "во Франции работодатели платят 45% налога на ФОТ, работники - 21% социальных отчислений плюс подоходный налог по ставке до 40%... Налоги с фонда оплаты труда в России существенно ниже, чем за рубежом". К сожалению, так думают многие. Но это неправильно! Необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составлял в 2016 году 8652 евро (или 46 тыс. рублей в месяц); во Франции необлагаемый доход составлял 6011 евро (или 32 тыс. рублей). По данным ВЦИОМ, в августе 2015 года медианная зарплата "на руки" в России составляла 20487 рублей, то есть половина населения получала зарплату больше этой суммы, а половина - меньше.

Если бы при сегодняшней зарплате в России была французская шкала, то от налога было бы освобождено по меньшей мере 60% населения; а если бы немецкая - 70 - 80%.

Для начала можно ввести прогрессивную шкалу с щадящими ставками. Скажем, такими:

- доходы до 20000 рублей в месяц налогом не облагаются; - доходы от 20001 до 250000 рублей в месяц - налог 13%; - доходы от 250001 до 1000000 рублей в месяц - 30%;

- доходы свыше 1000000 рублей в месяц - 50%.

Это - одна из самых щадящих шкал в мире. Но даже при такой шкале М. Прохорову, заплатившему, по его словам, в бюджет самый большой в России подоходный налог - 15 млрд рублей, пришлось бы заплатить 57 млрд рублей. А 200 тысяч российских семей, которые, согласно данным Росгосстраха, имели годовой доход свыше 30 млн рублей, заплатили бы в бюджет дополнительно не менее 3 трлн рублей. Введение нормального подоходного налогообложения и прогрессивной шкалы с необлагаемым минимумом существенно повысило бы покупательную способность населения и дало бы бюджету дополнительно не менее двух-трех триллионов рублей ежегодно.

Таможенные кудесники

В 2015 году экспорт России составил 345,9 млрд долларов (почти 21 трлн рублей). Около 90% экспорта РФ - сырье и материалы. Мы живем за счет продажи за рубеж сырья и полусырья и потому полностью зависим от мировых цен. Знака "Сделано в России" за границей не знают. При этом нелегальный импорт душит отечественного производителя, а нелегальный экспорт подтачивает бюджет.

В коренном реформировании нуждается организация внешнеторговых операций, и прежде всего надо реформировать Федеральную таможенную службу. В работе "Администрирование внешнеторговых грузопотоков" (ЭАЦ "Модернизация", М., 2013), выполненной по заданию Комитета Государственной думы по транспорту, показано, что примерно половина экспорта и импорта России идет "мимо кассы". В работе даны рекомендации по исправлению ситуации. К сожалению, они никого не заинтересовали, несмотряна то, что потери бюджета измеряются триллионами рублей.

Например, по данным ООН, представленным Федеральной таможенной службе (ФТС), в 2015 году Россия поставила США товаров 27-й группы (углеводороды) на 3 млрд долларов, а по данным США - на 9 млрд. Оценки экспорта по этой же 27-й группе в Германию составляют соответственно 10,9 млрд и 27,1 млрд долларов. Получается какая-то мистика: эти две страны получили нефтепродуктов из РФ в 2,6 раза больше, чем мы им поставили. Таможенные потери российского бюджета от "серого" импорта и экспорта, например, в 2013 году составили не менее 2,5 трлн рублей. В 2015 году эти потери, несмотря на снижение внешнеторгового оборота, были еще выше - на целых 38,2%.

Первая мера по устранению этого безобразия очень простая: Федеральная таможенная служба должна, применяя "зеркальную статистику", объяснять и подкреплять документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами.

Вторая мера тоже обычна при борьбе с коррупцией: любой гражданин должен быть всегда готов дать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не подкрепленных декларацией об уплате налогов или не соответствующих получаемым доходам.

О природной ренте и ценах на энергоресурсы

Обмен продуктов природы на готовую продукцию, произведенную трудом народов других стран, с точки зрения долгосрочного экономического развития не имеет перспектив. ВВП при этой модели может расти, но это - рост за счет истощения и расхищения материальной базы экономики.

Ясно, что невозможно немедленно прекратить или хотя бы сократить экспорт сырья и полусырья, доля которых сегодня составляет более 70% нашего экспорта и около половины доходов российского бюджета. Но надо принимать меры для переработки сырья в продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Продукцию с клеймом "Сделано в России" должны увидеть и за рубежом, и в России.

На первом этапе необходимо повысить эффективность сырьевых компаний. Президент ОАО "Роснефть" И.И. Сечин сообщил, что себестоимость добычи нефти в ОАО "Роснефть" равна 4,5 - 5 долларам США за один баррель. Но если судить по годовому отчету ОАО "Роснефть" за 2015 год, полная себестоимость добычи существенно выше. Если считать по выручке, то полная себестоимость 1 барреля - 34,4 доллара. Если же считать по себестоимости продаж, то полная себестоимость 1 барреля равна 23,47 доллара.

Нефть и газ - наши кормильцы. Сегодня компании сами добывают сырье и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющие сырьевую ренту. При этом так же, как и другие экспортеры, сырьевики возмещают НДС при экспорте, и, по мнению экспертов, здесь часты злоупотребления. Достаточно сказать, что с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС - в 16 раз. Размеры злоупотреблений исчисляются триллионами рублей.

По нашему мнению, целесообразно изменить порядок взаимодействия Российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается собственностью государства, которое продает его по мировым ценам без использования офшоров и посредников. И никаких налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогов на дополнительный доход (НДД), акцизов и пр. Добывающая компания работает в конкурентных условиях и платит налоги, как обычное предприятие.

За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка "ЛУКОЙЛА" (РФ) и "Стейтойла" (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании тогда будут заинтересованы в росте производительности труда и снижении издержек при добыче. На этих же условиях "ЛУКОЙЛ" до сих пор ведет промышленную добычу нефти на месторождении Западная Курна-2. Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 10 рублей за 1 литр бензина АИ-92 - вполне нормальная и реальная цена. Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будет способствовать снижению инфляции, развитию села, потянет за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.

Деофшоризация экономики

Если бы завтра все офшорные зоны были закрыты, бюджет нашей страны был бы в два раза больше. Тогда можно было бы удвоить расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру, оборону.

Трудно поверить, но почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и досталось новым собственникам менее чем за 1% балансовой стоимости, сегодня России не принадлежит. Впрочем, России не принадлежит и то, что было создано в последние годы. Специалисты профильного управления МВД подсчитали, что через офшорные счета из России было выведено более 5 трлн рублей за полтора года. Это около 10% ВВП. Помимо экономического ущерба, офшоры, то есть передача экономических активов России под юрисдикцию иностранцев, - это угроза национальной безопасности России.

Есть лишь один, но достаточно серьезный фактор, оправдывающий использование офшоров российскими предпринимателями: исключительно плохой предпринимательский климат в нашей стране, связанный, по их мнению, с незащищенностью прав собственности. Поэтому на первом этапе следует запретить пользоваться офшорными схемами предприятиям с государственным участием ("Роснефть", Газпром, "Транснефть" и др.), а также предприятиям, полученным в результате залоговых аукционов ("Норильский никель", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Сибнефть", Новолипецкий металлургический комбинат, Новороссийское морское пароходство ("Новошип"), АО "Нафта-Москва", Северо-западное речное пароходство, Мурманское морское пароходство и др.). Такой же запрет целесообразно распространить на предприятия, работающие в сфере ЖКХ. Это позволит решить проблему офшоров больше чем на 90%.

* * *

Что надо делать сегодня, здесь и сейчас? В ближайшие два-три года провести инвентаризацию страны, выявить ее ресурсыи возможности и создать в России благоприятный для экономического развития климат. Предстоит создавать стратегию развития РФ, обеспечивающую рост ВВП на 6 - 7% в год и ее превращение в современное развитое государство, работающее на благо России и ее граждан.

Абрамов Михаил

Источник публикации: Правда