Шаг за шагом к сырному кластеру в Ярославской области

Дата публикации: 30.06.2017

30.06.2017г. на суд потребителя  в Ярославле представили  сыр «Гранд Ярославия», произведенный мастерами ремесленной  «Сыроварни  Марии Коваль» (Переславский район, Ярославская обл.). Продукт произведен из молока коров Ярославской породы, выведенной еще в конце XIX века специально для сыроделия, а сегодня, практически, исчезающего вида. Удивительно, как их еще удалось сохранить, ведь почти все молочные фермы, работающие под потребности молочных гигантов-переработчиков,  эксплуатируют коров-иностранок. На сыроварне  изготавливается 20 видов сыров и другая молочная продукция. В производстве используют еще и козье молоко, авторские рецепты и импортные технологии, что дает надежду на то, что качество продукта не будет страдать от увеличивающегося оборота.

Хозяйка бизнеса– активный человек и по содержанию аккаунта в Фейсбуке можно узнать все перипетии  ее деятельности. Между тем, владельцы крупных предприятий, зачастую, остерегаются публичности, не идут на откровенный разговор о проблемах, рассматривают все информационные контакты со СМИ как часть PR акций, создавая впечатление, что им есть что скрывать.

Мария Коваль не побоялась дать делу, которым занимается, своё имя. Почему-то забыли современные российские предприниматели такую славную традицию. Это, конечно, требует большой ответственности. Можно сказать, что она одна из тех, кто формирует интерес общества к современному  фермерству. 

Для региона такой предприниматель –  удача:  создано производство, которое служит примером для других активных людей, появились рабочие места,

профессиональный подход  способствует  восстановлению репутации российских  сыроделов, выпускается достойный продукт. За последнее время всё чаще потребителю предлагают сыры, производимые по ускоренным технологиям, их  цена доступнее для огромной массы небогатых российских покупателей, что создает картину изобилия этого продукта на полках магазинов. Продукция сыроварни Марии Коваль дороже. Но, то, чем человек питается, влияет на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни. А, ведь это вопросы далеко не частные в государстве, называющим себя социальным?  

Опыт сыроварни заслуживает внимания. Чем больше будет таких малых и средних производителей продуктов питания, разумеется, с контролем качества, тем дешевле будет для потребителя и сыр, и колбаса, и полуфабрикаты, и прочие продукты. Возможно, этот ярославский  опыт также  сослужит свою службу на пути разрушения  монополии крупного промышленного сыроделия в России, станет одной из первых удачных  «ласточек». 
 
Частный проект реализуется в рамках стратегии социально-экономического развития «10 точек роста», утвержденной


Дмитрием Мироновым, врио губернатора Ярославской области. На презентации продукта из сыроварни  Валерий Холодов, заместитель председателя Правительства Ярославской области, подчеркнул: «Сегодня мы присутствовали на презентации и дегустации первого образца уникального сыра продуктовой линейки Марии Коваль. Это сыр «Гранд Ярославия» – бренд чисто ярославский.

Сыр сделан из молока коров Ярославской породы – очень качественный, без добавления пальмовых масел. Мы надеемся, что этот сыр станет не только брендом Ярославля, но и Российской Федерации. Сегодня мы прорабатываем процедурные вопросы по подготовке к участию в Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», где в прошлом году брендом стал, так называемый, угурт – органический продукт (прим. ред. – кисломолочный продукт без красителей, при изготовлении используется натуральное молоко).

В этом году считаем целесообразным представить на выставке несколько продуктов, один из которых презентован сегодня. По поручению Дмитрия Миронова в Ярославской области к концу года будет создан сырный кластер. Сейчас мы прорабатываем разные варианты торговых марок, которые бы гарантировали качество продукции для жителей области. Как один из вариантов мы рассматриваем «СырКофф». Мы обязательно проведем фокус-группу для того, чтобы общественность могла принять участие в выборе нового торгового знака, который бы являлся визитной карточкой сырного кластера нашего региона. С сегодняшнего дня мы начинаем юридическую процедуру по созданию сырного кластера. Приглашаем сельхозтоваропроизводителей, производителей молока и тех, кто имеет планы по реконструкции и модернизации производства или стартаповские проекты в области сыроделия, а также научное сообщество присоединиться к сырному кластеру». 

Являются ли эти планы новым направлением ярославской молокоперерабатывающей промышленности? Нет. Еще совсем недавно – в советское время –  в регионе прекрасно работали известные в стране сырзаводы в Угличе, Данилове, Пошехонье. В Угличе также  работал один из двух в СССР  (по признанию многих экспертов – передовой по ряду показателей) – Научно-исследовательский институт масло- и сыроделия, где создавались известные каждому сорта сыра – «Угличский», «Пошехонский», «Даниловский», а на экспериментальном заводе при институте выпускались, например, сублимированные сыры для питания космонавтов. Увы, все подверглось разрушительным процессам постсоветских экспериментов в экономике.  Но что-то от этого наследия  еще осталось, и, если существовавший потенциал будет восстанавливаться и получит развитие, то это можно только приветствовать. Тогда единство прикладных научных разработок, внимание властей и инициативы предпринимателей могут дать результат ощутимый не только для региона, но и для страны, что особенно важно  в кризис и при санкциях.
Это не единственное событие в Ярославле по поддержке фермеров. В  гипермаркете международной сети в формате «магазин в магазине» открылась «Фермерская лавка».  Больше десяти фермерских хозяйств из Даниловского, Переславского, Гаврилов-Ямского, Ярославского, Ростовского, Тутаевского районов, состоящих в сбытовом кооперативе «Ярославский аграрный клуб», представили продукцию на прилавках. К ним присоединились свои «добром» ТД «Левашово» (Некрасовский район), ООО «Гагаринские мануфактуры» (г. Переславль), СХП «Вощажниково» (Борисоглебский район), Спассо-Яковлевский монастырь (г. Ростов).  Для магазина проект – новый.

По мнению Евгения Ильинова, заместителя управляющего гипермаркета Глобус, мировой опыт сети показывает, что покупатели охотно приобретают местные товары и продукты, что укрепляет социальные связи, создает свой социум, культуру внутрирегионального потребления. Хотелось бы, чтобы этот опыт переняли другие сетевые магазины-монополисты, в которых сложно отыскать продукцию местных производителей.
На мероприятии присутствовал глава региона, который обратил внимание, что продукция достойна выхода на российские прилавки под брендом «Ярославский фермер».  Валерий Холодов, подчеркнул, что магазин натуральных продуктов – востребованный бизнес и социально значимый проект. Покупатели тоже оценили начинание, их привлекало слово «фермерский», а присутствие представителей государства на открытии,  выглядело знаком доверия к производителям. Так, у ярославских покупателей появился – выбор, а у сельхозпроизводителей – шанс.

Как известно, сейчас набирает обороты направление органической продукции и такие проекты могут найти поддержку и на уровне федерации. Александр Ткачев, министр сельского хозяйства России, выступая на ПМЭФ-2017, сказал, что уже подготовлен законопроект о производстве и  обороте органической продукции. В России это неосвоенный рынок.  Ярославская область, если подойдет с умом к теме,  может вписаться в  тренд. Хотя все понимают, что это непростой процесс, затрагивающий ряд аспектов, часть которых не зависит от желаний местной власти. Министр сказал: «В совокупности с развитием российских региональных брендов это позволит создать возможность для
выхода наших производителей на мировые рынки продовольствия, и уже сегодня мы видим интерес к аграрному бизнесу России со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов».

Вот такими мелкими шажками (от магазина в магазине до лавки и т.д.) в отдельно взятом регионе, возможно, вернемся к пониманию, что качество продуктов имеет не только потребительское значение, а народосберегающее, что региональному производителю нужно помогать выходить с новым товаром (если он качественный) на местный и федеральный рынки. Такая практика действует  во всем мире. Но в России мелкий или средний  предприниматель, буквально, поставлен в позицию, когда за право заниматься желаемым делом, кажется, что  нужно то ли угодить, то ли – заплатить, то ли – поступиться. Это обстоятельство в отсутствии разумной конкуренции бумерангом бьет по потребителю ценой продукта и уровнем его качества.

Хочется верить, что все подобные перекосы начнут отходить  в прошлое. Ведь перед российским АПК появляются новые вызовы и местные сельхозрынки  – становятся частью  большой стратегии развития современного инновационного АПК, фактором  продовольственной безопасности России.

У ярославцев появилась надежда, что они увидят на прилавках магазинов местные доступные по цене и качественные продукты, как это было когда-то. Составляющие для этого есть: что-то в закромах области еще осталось, граждане с активной жилкой еще не все уехали, продекларирован интерес местных властей к сфере АПК в программе развития региона «10 точек роста».Поживем –  увидим

Виктория Соцкова
 
Фото предоставлены Натальей Леонтьевой, советником В. В. Холодова, заместителя председателя Правительства Ярославской области.

Источник публикации: 1 национальный