Ретейлеры предложили сократить время работы ТЦ

Дата публикации: 19.10.2016

Время работы торговых центров могут ограничить. Одна из крупнейших обувных сетей России выступила с предложением ввести нормированный график для всех непродовольственных магазинов: с 11 утра до 9 часов вечера. По мнению бизнесменов, ограничение позволит сэкономить на зарплатах сотрудников, сберечь электроэнергию, побороть пробки и даже поднять национальную промышленность. Предложение передано в Минпромторг, там его изучают. Кому и зачем нужно менять время похода по магазинам, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Утро и поздний вечер - не самые прибыльные часы для большинства магазинов. Городу в целом тоже невыгоден продлённый режим работы торговых центров. Например, на одну только подсветку местные бюджеты тратят сотни миллиардов рублей. Сюда же можно добавить потери от дорожных заторов. Поэтому у ряда бизнесменов возникла идея - законодательно ограничить работу непродовольственных магазинов, в первую очередь - торговых центров. Подстраиваясь под них, город стал бы "ложиться спать" и "просыпаться" вовремя, что пошло бы на пользу всем жителям. В Европе к этому решению пришли уже давно. Магазины работают по сокращенному графику, в том числе и для того, чтобы продавцы могли полноценно отдыхать. Рассказывает эксперт по маркетингу Института МИРБИС Марина Прокина:

"В Европе все торговые точки закрываются гораздо раньше. В некоторые дни они вообще не работают. Но это уже стиль жизни Европы, и там это связано не с экономией электроэнергии и оплаты труда сотрудников, а с тем, чтобы работники имели больше возможности жить нормальной человеческой жизнью, то есть проводить время со своей семьей и развлекаться. Потому что если они будут много работать, то они будут всего этого лишены".

Впрочем, у авторов данной идеи забота о продавцах стоит далеко не на первом месте. Они и не скрывают, что сокращенный график поможет сэкономить на персонале. Зато, говорят предприниматели, трудоспособное население будет уходить из сферы торговли в область промышленного производства, что позитивно скажется на российской экономике.

Но не все эксперты с этой логикой согласны. Некоторые из них считают, что торговые центры хотят "прижать" из-за какого-то конфликта между арендаторами и арендодателями. Ещё один вариант - таким образом обувные сети пытаются выдавить мелких конкурентов. Причин может быть масса, но все они, скорее всего, недобросовестные, размышляет предприниматель Дмитрий Потапенко:

"Мотив, понятно, исключительно коммерческий, под конкретную компанию. Никакого более разумного смысла в этом нет. Ведь чтобы развивать альтернативные каналы сбыта (а не торговые центры), надо не обрезать им крылья, а создавать новые возмодности. Меня всегда удивляет, когда товарищи предприниматели искренне считают, что если они "обрежут" другой бизнес, то это не вызовет ответной реакции".

Идея о новом графике работы магазинов вызвала негативную реакцию как среди покупателей, так и среди представителей малого бизнеса. Участники рынка отмечают, что за аренду им приходится платить круглосуточно, многим из них с трудом удается ее отбить даже за 12-часовой рабочий день, и урезанный график их просто не устраивает. Крупные сетевики тоже не совсем поняли, зачем их коллеги продвигают столь непопулярную идею. В Ассоциации сетевой торговли, на которую ссылаются агентства, уже заявили, что они не предлагали ничего подобного Минпромторгу. Выяснилось, что это сделал один из членов сообщества, основатель и директор известной обувной марки Андрей Павлов. Получить комментарий бизнесмена или представителей его компании не удалось: все ответственные лица улетели в Китай и пробудут там еще неделю. Ситуацию разъясняет заместитель исполнительного директора Национальной ассоциации сетевой торговли Лия Левинбук:

"Действительно, Павлов об этом заявляет, но это его личное мнение. Он это пишет на своей страничке в Facebook, и там идут очень серьёзные обсуждения между членами Ассоциации. Мы считаем, что государство не должно в это вмешиваться, это дела бизнеса. Поэтому - нет, этот вопрос не стоит в повестке НАСТ, мы эту идею не поддерживаем".

Впрочем, эксперты не исключают, что закон о сокращении времени работы магазинов может появиться и без поддержки со стороны бизнеса. В свое время про ограничение на продажу алкоголя говорили только на уровне экспертов, а теперь это реальность. Причем иногда регионы сами устанавливали свои графики продажи спиртного, ещё более строгие, чем прописанные в федеральном законе. Вслед за этим продуктовые сети начали "подбивать" свой график под алкогольные нормативы, так что круглосуточных и работающих допоздна магазинов практически не осталось. Если сместится время работы непродовольственных точек, торговые центры станут закрываться раньше, а с ними - и гипер-,супер-, мини- и прочие маркеты, полагает Марина Прокина:

"Опасно, что за непродовольственными точками могут подтянуться продуктовые магазины. Вот тогда это уже будет очень неудобно для потребителей. Потому что сейчас не так много магазинов, которые работают до 23 часов. А люди-то у нас, особенно в Москве, в крупных городах, заканчивают работу и начинают развлекаться достаточно поздно. Им это будет неудобно".

По комментариям из Минпромторга пока непонятно, будет идея воплощена в жизнь или нет. В ведомстве заявили, что они в курсе предложения, над ним не работают, но считают, что подобные ограничения должны быть тщательно изучены и оценены.

Источник публикации: Вести ФМ