Дата публикации: 16.06.2016
С чем ассоциируется Россия в мире, кроме нефти и болельщиков? Этот вопрос становится все актуальнее в последнее время. В этой связи принятие Правительством России дорожной карты по «поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» является не просто важны, а необходимым шагом.
Однако, как и многие из нужных начинаний, данная дорожная карта может стать очередным популистским проектом, если не будет обсуждена с промышленным и деловым сообществом. А реализация таких проектов может принести даже больше вреда, чем пользы.
Именно в этой связи Советом ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России проводится сегодня, 16 июня 2016 года, заседание под темой «Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны».
Председатель Совета Константин Бабкин считает, что в стране реально создать условия для промышленного бума – «нужно поддерживать всё существующее несырьевое производство, всех, кто живой. Если предприятие выжило в удушающих условиях кудринской экономической модели, если оно ещё что-то производит, и это что-то кто-то покупает, такое предприятие тем самым доказало свою чрезвычайно высокую конкурентоспособность.
Когда мы обеспечим этому предприятию дешёвые кредиты, дешёвые ресурсы, низкие налоги, поддержку на внутреннем и на внешнем рынках, оно сможет резко продвинуться вперёд, в стране начнётся экономический бум».
Как мы знаем, после вступления в ВТО, прямая поддержка экспорта промышленной продукции зщапрещена, единственная возможная форма государственной поддержки сводится к использованию системы экспортного кредитования в виде предоставления государственных гарантий, страхования экспортных сделок, субсидирования части процентной ставки при кредитовании покупателей российских товаров.
Что же не устраивает промышленников в Дорожной карте поддержки экспорта, подготовленной Правительством?
Условно все предложения Совета ТПП можно разделить на две группы – то, что нужно добавить в дорожную карту (иначе поддержка будет неэффективной) и то, что нужно подкорректировать (иначе, деньги могут уйти не туда).
Например, п. 8 Дорожный карты предусматривает финансирование импортной продукции, содержащей российские комплектующие. Члены Совета считают, что актуальнее была бы прямая поддержка производства и экспорта российских комплектующих, вместо прямого субсидирования импорта, которое будет наносить дополнительный ущерб российским производителям.
Пункт 49 – о проекте ФЗ «О поддержке экспорта». На данный момент закон носит декларативный рамочный характер и не содержит необходимых, отвечающих общемировым практикам мер поддержки экспорта. Например – связанное финансирование, когда финансирование стран-партнеров России напрямую увязывается с поставками в эти страны российской промышленной продукции. Или механизм субсидирования экспорта лизинговых услуг – очень востребованный механизм в странах, где сложно получить кредитные средства. Не говоря уже о политической поддержке экспорта, когда представители власти самого высокого уровня продвигаю национальную продукцию в международных встречах, как например «ножки Буша» или белорусские трактора МТЗ. Члены Совета предлагают внедрить использование всего многообразия мер поддержки экспорта, как страхование и гарантирование экспортных сделок, оказание информационно-консультационной поддержки, компенсация затрат на ведение выставочно-ярмарочной деятельности и пр.
Как отмечает председатель Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности, Андрей Спартак «должны быть минимизированы все категории барьеров для начинающих экспортеров. А это – важнейший ресурс для расширения и диверсификации несырьевого экспорта. В регионах должен заработать механизм «единого окна» для оказания всего комплекса услуг и мер поддержки экспортерам, включая выход на федеральные институты поддержки и зарубежные представительства России».
В заседании Совета по конкурентоспособности и промышленному развитию экономики России по теме «Разумные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор повышения конкурентоспособности страны» примут участие представители всех ведомств, ответственных за подготовку «Дорожной карты»: Минфин России, Минпромторг, Минэк России, Внешэкономбанк, Российский Экспортный Центр и АСИ.Источник публикации: Пресс-служба МЭФ
Актуальные новости
03.05.2024 Юрий Крупнов: Охранники в России – неиспользуемый в экономике ресурс
03.05.2024 Экономист заявил о вреде антироссийских санкций для промышленности ЕС
03.05.2024 Владимир Гутенев: точкой роста сельхозмашиностроения РФ станут беспилотные системы
03.05.2024 Каринэ Геворгян: Иран прикроет России "спину" в Закавказье, пока она занята на Украине
27.04.2024 Экономика Победы: парадигма опережающего развития России
27.04.2024 Игорь Абакумов: У государства достаточно механизмов для проверок неиспользуемых сельхозземель
27.04.2024 Курьер — всем пример. Даже выпускникам Бауманки
27.04.2024 Академик Нигматулин: Бедность — плата за бездарную экономическую политику
27.04.2024 Эксперты МЭФ о будущем России