Алексей Пахомов: «Наша задача – грызть землю, искать деньги, влезать в программы»

Дата публикации: 15.03.2016

Экс-вице-премьер РТ о письме Денису Мантурову из 22 пунктов, «толковом парне» Альберте Каримове и выживании промышленности в кризис

«Есть элемент глубокого осознания того, что нужно любой ценой возрождать хоть что-то в отечественном станкостроении», — уверен генеральный директор ассоциации предприятий и промышленников РТ Алексей Пахомов. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он раскритиковал новый закон о гособоронзаказе, «парализующем» деятельность предприятий, а также «забюрократизированный» фонд развития промышленности, пропустивший только 4 заявки Татарстана из 44.

Алексей Пахомов
Алексей Пахомов

КАК ДЕЛА НА КВЗ, КАПО, ПОЗИС, ЗАВОДЕ ГОРЬКОГО

— Алексей Михайлович, как сегодня себя чувствует промышленность? Какие задачи ставят перед собой предприятия?

— Несмотря на сложную нынешнюю обстановку в экономике, главное для предприятий — быть конкурентоспособными и все-таки развиваться. Если предприятие титаническими усилиями этого не будет делать, то оно останется на обочине. Конечно, можно сказать: у нас все плохо, экономической политики в стране нет (а ее действительно нет!), но ведь этим проблемы не решишь. Если не грызть землю зубами, не развиваться, чтобы быть конкурентоспособным, отстанешь навсегда!

Другое дело — для развития надо создавать условия. Какие? Да, сложно, тяжело, денег не хватает, но все-таки по мере возможности необходимо внедрять новые технологии и оборудование. Без этого конкурентоспособным быть нельзя, ведь прогресс идет гигантскими шагами. Обязательно нужно вести НИОКР, внедрять инновации. И обязательно постоянно снижать затраты — это и «бережливое производство», и энергоресурсосбережение. И наши предприятия этим занимаются.

Но для этого требуются высококвалифицированные кадры и современный менеджмент. И налоговая нагрузка должна быть нормальной! А то предприятия вынуждены постоянно просить какие-то преференции, чтобы хоть из прорыва выйти. И необходима такая кредитно-денежная политика, чтобы кредитные ресурсы были доступными, чтобы в любое время можно было взять кредит. Вот наш принципиальный подход: нам нужна разумная, внятная, эффективная экономическая политика на федеральном уровне, которая мотивировала бы и стимулировала развитие бизнеса, а не наоборот.

А что происходит на практике? Процитирую несколько реплик из выступлений во время Московского экономического форума: «Мы держим ошибочный курс на повышение налогов и пенсионного возраста, удорожание кредитов, продолжаем экономить на образовании, медицине и науке»; «Предприниматели не знают, куда качнется экономический курс страны»; «Необходим переход от ограничительной кредитно-денежной политики к стимулирующей»; «У Банка России должны появиться реальные цели: экономический рост, рост производства, а не бесконечное таргетированием инфляции». И это действительно так!

— Чем вызвано снижение производства на КВЗ почти на 35 процентов? Мы уже привыкли к позитивной информации с этого предприятия, а тут как-то неожиданно... (Ильнур)

— Действительно, Казанский вертолетный завод в прошлом году снизил объемы производства и продаж, но это не связано ни с потерей интереса к нашим вертолетам, ни со снижением их конкурентоспособности. И даже не из-за санкций. В основном роль сыграла конъюнктура колебаний, связанная с финансовыми возможностями покупателя. Особенность этой отрасли заключается в том, что заключают контракты не на один год, а на несколько лет, и в определенные периоды времени этого контракта объемы разные. То есть это только конъюнктура колебаний. И эти колебания не отразились ни на численности работников завода, ни на их заработной плате. На текущий год пока еще не все контракты сверстаны.

— Какая ситуация сегодня на Казанском авиазаводе?

— Там ситуация посложнее. Рустам Нургалиевич попросил бывшего министра промышленности и торговли РТ Равиля Хамматовича Зарипова стать координатором авиастроительного направления, чтобы связать все ведомства, участвующие в проекте по возрождению Ту-160. Концептуально проект уже есть, график работ расписывается, но стоят вопросы финансирования, технического и технологического перевооружения, и очень важного — набора и подготовки кадров. Это колоссальная работа!


— Как себя чувствует ПОЗиС?

— У ПОЗиСа пока нормальное состояние, но многое будет зависеть от того, как в дальнейшем будет обстоять дело с гособоронзаказом. Он ведь заканчивает строительство нового корпуса для спецпродукции, с самым новейшим технологическим оборудованием. Дай Бог, чтобы потом там была полная загрузка. Сейчас загрузка на предприятии нормальная. Хотя проблем хватает: высокие цены на сырье и материалы (особенно полимеры, металл), дорогие кредиты и т. д.

— На какие деньги ПОЗиС строит новый корпус?

— На федеральные средства. Ведь сегодня ПОЗиС, по сути, государственное предприятие. Здесь выпускают продукцию и по линии оборонзаказа, и гражданскую. И хорошо, что предприятие развивается в двух направлениях.

— А на заводе Горького гражданскую продукцию делают? Какая вообще там ситуация?

— У завода Горького все острее и острее вопрос с подготовкой кадров, поскольку он в последние годы амбициозно наращивает объемы производства — от 10 - 15 до 48 процентов ежегодно. И за этот год планируется добавить 10 - 12 процентов. В прошлом году у них 18 миллиардов рублей объема было, а они ставят высокую планку — удвоение за несколько лет. Конечно, основную долю составляет оборонзаказ, но и суда гражданского назначения готовы строить — были бы заказы. В последние годы спустили на воду и отправили в регионы России несколько пассажирских теплоходов проектов А45-1, А-145, А217-1, два нефтеналивных танкера «река-море».

Но, понимаете, главная беда — у регионов денег нет на покупку судов! Россия такая огромная страна, ну как мы можем обходиться без авиастроения, автомобилестроения, без судостроения, без станкостроения? Как без этого можно развиваться?!


ФЗ О ГОСОБОРОНЗАКАЗЕ ПАРАЛИЗУЕТ РАБОТУ ПРЕДПРИЯТИЙ

— Что сегодня мешает предприятиям работать эффективно?

— Проблем, мешающих нормально работать, много, я приведу только некоторые из них. Первая — ФЗ-275 о гособоронзаказе: внесенные в него в прошлом году изменения настолько усложнили работу с банками, что я просто удивляюсь умению написать такое! Механизм реализации этого закона с банками не был отработан, банки просто не знают, как себя вести. Некоторые предприятия даже зарплату выдали с задержкой, хотя деньги на счет пришли — в банке не сразу разобрались, как это сделать. А на все наши обращения в разные инстанции пока нет никакой реакции.

Да, мы понимаем, что с финансовыми злоупотреблениями надо бороться, но зачем же законопослушным предприятиям выставлять такие условия, которые просто парализуют его работу?! Предприятие сегодня должно открыть само и потребовать от своих смежников открыть специальные счета на каждую поставку, на каждый контракт. Получаются сотни счетов! Кто их будет обслуживать? Еще одно — поставщики комплектующих 2-го и 3-го порядка деньги за свою работу получат только тогда, когда изделие, например, вертолет, будет полностью произведено, его примут военные, и минобороны заплатит деньги. А как же быть с оборотными средствами?

И таких моментов — масса! Мы только основных проблем выделили два десятка и все их через минпромторг РТ направили в адрес министра промышленности и торговли РФ. Надеемся, что будем услышаны.

Еще один вопрос, который нас волнует, — это сокращение инвестиционных возможностей предприятий. Причины известны: резкое падение курса рубля и скачки валюты, нехватка доступных рублевых кредитов, крайне забюрократизированная процедура получения господдержки. Вот предприятиям пеняют: в фонде развития промышленности 20 миллиардов рублей, а вы ими не воспользовались. Так многие просто не могут туда пробиться! Там столько «если», столько нужно справок! В фонде развития промышленности подали заявки 44 татарстанских компании, а приняты были только 4.

Не могу не сказать о неконтролируемом росте цен на отдельные виды сырья и материалов — металл, полимеры. Причем некоторые поставщики ориентируются на мировые биржевые цены, рассчитанные в зарубежной валюте. На импортозамещение правительство обозначило 2,5 - 3 года, а комплектоваться-то надо сегодня! И мечутся предприятия, доставая что где придется. Вопрос нехватки квалифицированных кадров тоже остается. Я не хочу сказать, что в этом вопросе нет системной работы, но над этим еще надо работать и работать.

Почему-то мы не говорим о том, что снижается платежеспособность и уменьшаются объемы рынков сбыта продукции. Но это же один из главных вопросов! Цены выросли, инфляция подскочила. Почему КАМАЗ меньше стал продавать — продавал 50 тысяч, а сегодня еле-еле 30 тысяч продал? Разве он хуже работать стал? Нет! Все по той же причине — спрос упал. Хотя он серьезно работает по новым моделям.

Еще одна проблема — растущие объемы неналоговых платежей: экологические, природоохранные, обязательное страхование опасных объектов и т. д. Причем цифры увеличиваются сразу значительно. А предприятию нет никакой разницы — налоговый он или не налоговый, это все равно платеж, на который надо направить дополнительные финансовые ресурсы, а их и так не хватает.


«НАДО АКТИВНЕЕ БЫТЬ: ДВЕРЬ ЗАКРЫТА — ПОЛЕЗАЙТЕ В ФОРТОЧКУ»

— Пути решения этих проблем вы знаете?

— Если говорить о путях, как решать эти вопросы, то наша задача, образно выражаясь, — «грызть землю» и проблемами все равно заниматься. В пределах нашей компетенции, максимально используя различные формы государственной поддержки, соблюдая жесткий режим экономии по всем направлениям. Все равно надо технологически и технически совершенствоваться, искать деньги, влезать в программы. И диверсификацией бизнеса тоже надо заниматься, наряду с оборонными заказами осваивать рыночную продукцию. Также надо активно сотрудничать с наукой, расширять рынки сбыта своей продукции, сотрудничать с крупными компаниями и госкорпорациями. И в госзакупках надо участвовать, и развивать кооперационные связи по системе субконтрактации, и системно заниматься подготовкой и повышением квалификации кадров.

— Эти пожелания звучат давно и на каждом совещании! Надеюсь, что-то реальное воплощается на предприятиях?

— Конечно, предприятия занимаются этим. Каждый руководитель сам себе ставит задачу: да, никто не реагирует, финансов нет, ресурсов нет, но если я хочу жить дальше и хочу лучше жить, то надо работать даже вопреки. Надо активнее быть: дверь закрыта — полезайте в форточку.

И мы это тоже делаем, но все по-разному: кто-то уже открыл дверь, а кто-то еще в приемной томится. А в отдельных случаях мы в ассоциации делаем так, чтобы коллегиально открыть эту дверь. И нас в основном слышат и поддерживают. Только благодаря объединению усилий удается удерживать ситуацию в промышленном блоке экономики. Для сведения: январь мы сработали на 101,2 процента. Во всех этих ситуациях мы выступаем с минпромом как одно целое.

— Каково соотношение отечественного и импортного производственного оборудования на предприятиях РТ? Считаю, от этого зависит наша способность к импортозамещению. Какие конкретные шаги предпринимаются для замены в будущем импортного оборудования, комплектующих и материалов? Иначе мы никогда не сможем освободиться от импортозависимости! (Федоров)

— Данных о соотношении на предприятиях отечественного и импортного оборудования у нас нет. На разных предприятиях — по-разному. Конечно, когда предприятие модернизируется, то приобретает импортное оборудование, и все стараются, чтобы оно было самым современным. Я благодарен за этот вопрос, поддерживаю его, но, к сожалению, отечественное станкостроение приказало долго жить. Высокотехнологичное и конкурентное оборудование способствует дальнейшему развитию производства. А его-то как раз у нас и нет! В этом весь парадокс...

— О необходимости развития станкостроения говорят уже давно. А практические шаги предпринимаются?

— Минэкономики у нас немного занималось этим вопросом — по указанию президента РТ ездили в Москву в «Станкин», изучали те направления, которые остались. Были намерения затянуть кого-либо, кто серьезно занимается этим вопросом, в Иннополис. Сегодня есть элемент глубокого осознания того, что нужно любой ценой возрождать хоть что-то в отечественном станкостроении. Но реально пока нет достойных отечественных образцов, и наши предприятия вынуждены покупать импортное оборудование, ведь им нужно быть конкурентоспособными. Новые станки сегодня начинают создаваться, но нужно время.

— Какими успехами может похвастаться Татарстан в импортозамещении? Так много говорят об этом, а слаще не становится... (Ленар Яруллин)

— Импортозамещение потихонечку везде идет: в оборонно-промышленном комплексе, в авиапроме, в нефтехимии, в автопроме, есть локализация комплектующих на предприятиях КАМАЗ и Ford-Sollers. И в агропроме импортозамещение есть — говорят, что свой сыр Пармезан сделали. Практически по всем направлениям мы занимаемся этим вопросом, но тоже нужно время.

— Догоним ли мы Запад, ведь пока мы что-то создаем свое, там уже дальше убегают?

— Если хотим быть конкурентными, то придется бежать быстрее! Для примера не могу не сказать про КБ Симонова, которое занимается беспилотниками, причем большими. Это хороший пример комплексного и системного подхода к делу. От НИОКР, включая полную разработку, создание образца, испытание, сертификацию, до собственного серийного производства — вот что такое сегодня КБ Симонова. Работают они на оборону, но есть и гражданское направление, например, для сотрудничества с «Транснефтью», «Газпромом», РЖД и т. д. Это большой государственный проект.


«ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ»

— Банки сегодня способны нормально кредитовать предприятия — в нужных объемах и по приемлемым процентам и срокам? (Гарипов Азат)

— Сегодня ключевая ставка Центрального банка — 11 процентов, значит, кредит можно взять в лучшем случае под 13,5 - 15 процентов, а то и выше 20-ти. А у предприятий самой высокотехнологичной отрасли — машиностроения — рентабельность 5 - 8 процентов. Как они могут брать кредиты под такие проценты?! Как НИОКР заниматься, как развиваться? Как заниматься техническим перевооружением?

Чтобы все это было, я уже говорил, что бизнес должен быть мотивирован, а для этого ему нужно создать на законодательной базе такие условия, которые способствовали бы этой мотивации. А у нас кроме налоговой нагрузки еще растет и неналоговая, которая называется «платежи»! Какая тут может быть мотивация?! Да и внешнеэкономическая конъюнктура с ее санкциями хорошей жизни нам не добавляет. Поэтому предприятиям в большинстве случаев приходится работать в режиме не «благодаря», а «вопреки». То есть преодолевать, преодолевать и еще раз преодолевать!

И именно в такие сложные периоды мы считаем важными элементы господдержки. В прошлом году были антикризисные мероприятия, сегодня готовятся дополнительные мероприятия по развитию и стимулированию экономики. Сначала Дмитрий Медведев решил дать 200 миллиардов рублей на новый антикризисный план, а 300 миллиардов — на бюджетные кредиты. Но в прошлом году почти триллион рублей провели через банки, а реальному сектору мало что досталось...

— Какая форма господдержки принята сегодня?

— На федеральном уровне создана система государственных программ по отраслям промышленности в виде субсидирования конкретного вида деятельности. Это называется субсидиарной поддержкой. Всего создано пять программ, но все основные отрасли ими охвачены. Перечислю их: развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы; развитие судостроения на 2013 - 2030 годы; развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы; развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы. Причем далее в развитии этих программ — десятки постановлений правительства по каждой программе. Всего, наверное, десятков пять постановлений правительства.

— Наверное, лучше было бы не программы и постановления плодить, а решить вопрос с налогами и ставками кредитования?

— Конечно, да. При этом мы и одобряем меры господдержки и понимаем, что при дефиците ресурсов нельзя всех согреть солнцем — обязательно где-то тень будет. Поэтому всегда есть приоритеты, хотим мы того или нет. У нас раньше были федеральные целевые программы, потом провели их инвентаризацию, и с 2015 года пошли государственные программы, причем ориентированные на конечный результат, с элементами субсидирования по содержанию бизнес-проекта в этой программе. И подробно расписан механизм субсидирования: на что эти средства могут быть потрачены и при каких условиях.

Но самая главная беда для предприятий — они находятся в неопределенности, не знают, что произойдет завтра. Поэтому мы всегда говорим: у нас обязательно должна быть стратегическая программа развития производительных сил России, то есть что и где будет размещаться, какие отрасли будут развиваться. Бизнес должен знать вектор развития. Татарстан-то разработал «Стратегию-2030», мы-то к этому серьезно отнеслись! А федеральная стратегия только начинает разрабатываться, к 2017 году что-то разработают. И, оказывается, как будто только сейчас поняли, что надо уходить с нефтяной иглы!

— Как думаете, почему Владимир Путин не сменит правительство, действия которого все критикуют?

— У меня нет ответа! А вы, наверное, слышали ответ Путина: своих не сдаем...

— Федеральные программы, наверное, не отменяют региональные меры поддержки?

— Региональные меры поддержки — это в основном налоговые льготы. К примеру, по инвестпроектам снижение ставки налога на прибыль с 18 до 13,5 процента, налога на имущество по одной категории с 2,2 до 1,1 процента и до 0,1 процента по другой. А для малого и среднего бизнеса — различная инфраструктурная поддержка: технопарки, бизнес-инкубаторы и т. п. Приходи на площадку, где уже все готово, и создавай свой бизнес!

— Слышал, в РФ создали фонд развития промышленности. Как он работает? Какая от него польза? Что-то перепадает предприятиям РТ и на каких условиях? (Андрей Федоров)

— Федеральный фонд развития промышленности был капитализирован на 20 миллиардов рублей. О забюрократизированности процедуры мы с вами уже говорили. Но тем не менее четыре наших предприятия поддержку там получили.

Это «Кама Кристалл Технолоджи» (проект по производству особо чистого оксида алюминия на 101,8 миллиона рублей), «Интерскол-Алабуга» (проект по производству нового поколения профессионального электроинструмента на 500 миллионов рублей), «СафПэт» (проект по производству терефталевой кислоты и полиэтилентерефтала на 700 миллионов рублей) и «Паритет» (проект по организации производства детских мочеприёмников улучшенной конструкции на 102,4 миллиона рублей).

Условия кредитования такие: сумма займа от 50 до 500 миллионов рублей под 5 процентов годовых. В этом году фонд докапитализируют еще на 20 - 30 миллиардов рублей. Нужно стараться, чтобы больше татарстанских предприятий получили там поддержку.

— А крупные предприятия подавали в фонд свои заявки?

— Нет, не подавали. Фондом ставится целый ряд условий, препятствующих участию крупных предприятий с крупными проектами. На это и не рассчитан не очень впечатляющий ресурс фонда. Причем этот ресурс направляется только на займы, а на эти заемные средства здания строить и имущество приобретать нельзя, научно-исследовательские работы вести нельзя (на это есть другая программа), оборонзаказ выполнять нельзя. Казалось бы, почему не брать-то под пять процентов? А когда начинаем вникать, видим: бюрократия, ограничения... Поэтому каждое предприятие просчитывает, стоит ли ему туда обращаться.

— Было время, когда банки не хотели кредитовать промышленность — риски с возвратом слишком большие были. А сегодня как?

— Грубо говоря, в то время кредиты не давали, а сегодня их не берут. Процент высокий, значит, риски высокие. Но если предприятие имеет хорошую кредитную историю, если уверено в своей прибыли, то может договориться с банком на более приемлемые условия.

— Помню, в свое время перестали платить предприятиям за НИОКР. Потом Госдума РФ приняла решение вернуть эту норму. На практике что изменилось? Кто и какие средства направляет на НИОКР? (Терентьев И. М.)

— «Платить за НИОКР» — не очень понимаю, о чем идет речь... В свое время все предприятия республики платили определенные взносы в фонд НИОКР, и набирались солидные суммы, которые решением правительства распределялись по предприятиям для создания новой продукции. Потом это дело прекратилось. Важность этой проблемы мы все годы работы ассоциации подчеркиваем, потому что в государстве ничего ценнее, чем интеллект, нет и быть не может. Если он есть, то все будет двигаться вперед. Но надо, чтобы интеллект был востребован в нужном направлении развития.

В декабре 2013 года вышло постановление правительства РФ, в котором предусмотрен такой механизм поддержки НИОКР: «Выделяется субсидия на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в рамках программ развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности». Причем процедура проходит на конкурсной основе — конкурс проводит минпром России два раза в год. Дают не более 70 процентов от заемных средств, направленных на проведение этих работ. И бюджет проекта должен быть от 150 миллионов до 2 миллиардов рублей. То есть и здесь достаточно много ограничений для получения поддержки.

В Татарстане тоже есть небольшая поддержка НИОКР — предоставляется двукратное снижение налога на имущество предприятиям, в объеме которых НИОКР более 70 процентов. У нас сегодня НИОКР начинают серьезно заниматься все. Согласно статотчету за 2014 год у нас 114 НИИ и КБ предприятий выполняют научно-исследовательские работы, на эти цели затрачено 15 миллиардов рублей. Честно говоря, я сам удивился этим цифрам. Шаги предпринимаются, мы просто их не видим.

— Скажите честно, нормальные рабочие и инженерные кадры сегодня на предприятиях есть? Чтобы не пенсионного возраста и с хорошей профподготовкой? А то хотим импорт заменить, самолеты-корабли строить, а кадров нет... (Альфия)

— Однозначно есть. Но хотелось бы, чтобы их было больше. Я уже сказал, что нет ничего ценнее интеллекта, но добавлю еще одно слово — духовность. Интеллект плюс духовность — это общество будущего, я считаю. А если мы сейчас с вами начнем говорить про коррупцию, то утонем! Я считаю, если человек имеет нравственное содержание, то он воровать не будет, спустя рукава относиться к делу не будет. И корпоративные отношения он будет строить на тех же началах. Тем более он не будет осуществлять неправомерные, преступные действия. Если будет нравственность, то не надо будет создавать структуру по борьбе с коррупцией. И будет здоровое общество. А у нас пока нравственность на низком уровне... В этом вся трагедия! Когда безнравственный человек приходит к большому уровню власти, ему до лампочки все наши вопросы и жалобы.


«СОЗДАЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

— Но ведь в Татарстане начата системная работа по подготовке кадров?

— Это именно так. Идет системное реформирование и совершенствование профессионального образования. У нас сегодня самая острая позиция — это рабочие кадры и специалисты среднего звена. Начальное (училища) и среднее (техникумы) профессиональное образование у нас соединили и создают колледжи. Если выпускник колледжа хочет продолжить образование в вузе, его может поддержать предприятие. То есть у нас создается образовательный кластер: есть начальное, среднее и высшее образование, и есть якорное предприятие, которое заинтересовано поддержать эту систему подготовки кадров. Это как раз то, что нужно! Именно этим сегодня занимается, например, «Нижнекамскнефтехим», Завод имени Горького и ряд других предприятий.

Самое востребованное у нас звено — колледжи, сегодня на их базе министерство образования и науки РТ создает ресурсные центры — 9 уже создали, еще несколько на подходе. К сожалению, в некоторых колледжах стоит старое оборудование, раньше комплектовали по принципу «кто что дал». А в создаваемых ресурсных центрах подготовки кадров — новая лабораторная, техническая и методологическая база и заинтересованное отношение якорного предприятия. Кроме того, на многих крупных предприятиях созданы и свои образовательные центры, используется дуальная система образования.

В стране создается национальная система развития квалификации. В конце первого квартала должен выйти федеральный закон, и в России начнется реализация этой национальной системы. Пока создано около 800 профессиональных стандартов. На их основе разрабатываются образовательные стандарты, которые в свою очередь ложатся в основу образовательных программ колледжа, вуза. А чтобы учитывать все нюансы профессий, на вариативную часть в программах отводят 30 процентов. Это позволяет готовить кадры под конкретное предприятие.

На федеральном уровне этой темой занимается национальное агентство развития квалификации, в субъектах будут создаваться региональные агентства. При президенте России работает национальный совет по развитию квалификаций, его возглавляет президент РСПП Александр Шохин. И в регионах должен быть создан координирующий центр профессионального образования. Наша ассоциация и ТПП РТ тоже принимают участие в этой работе — общаемся, чтобы был единообразный подход к тому моменту, когда выйдет закон.

Эти вопросы важны для нас, мы стараемся принимать участие в этом процессе. Многие предприятия сегодня платят лучшим студентам свою стипендию, чтобы по окончании вуза они пришли работать именно на их производство. Студенты практику проходят на этих предприятиях, в том числе и преддипломную, делая работу по их тематике. Сегодня начинают подписываться контракты между студентом, вузом, минобром и предприятием, согласно которому выпускник, отучившись на деньги предприятия, обязан прийти туда работать.

— Скажите, а сегодня у молодежи появилось желание пойти в рабочие?

— В этом вся беда! Еще один необходимый элемент — профориентационная работа. Раньше в фаворе всегда были технари, а в перестроечное время промышленность бросили на произвол судьбы. Помню, на одном из заседаний коллегии министерства экономики России Минтимер Шарипович сказал: такое отношение к авиапрому безнравственное, зачем тогда нам готовить специалистов, где они будут работать?!

Сегодня мы вместе с профильными ведомствами стремимся к тому, чтобы переломить ситуацию и активно проводить работу по профориентации. К примеру, недавно прошла очередная ярмарка «Карьера. Образование» для школьников. Также надо проводить дни открытых дверей на предприятиях — необходимо рассказывать и показывать. Но и роль родителей в этом вопросе неоценима, и с ними тоже надо вести работу. Сегодня отмечаем и профессиональные дни — День химика, День машиностроителя, в которых принимают участие целые династии — старшеклассники, студенты и их родители. Там показывается преемственность поколений, необходимо возродить то, что было раньше. Ребенка ведь тоже надо мотивировать, подсказывать ему, а для этого должны развиваться и кружки технического творчества, которые сегодня возрождают. И чаще надо рассказывать о предприятиях, которые имеют тенденцию к развитию. Только при условии выполнения всех этих мер мы возродим престиж инженерных и рабочих профессий. Самое большое счастье — выбрать профессию по душе, а не просто получить «корочки» о высшем образовании.

— Алексей Михайлович, теперь о вашей ассоциации. Для чего промышленники в нее объединяются? Какие конкретно проблемы вам удалось решить сообща?

— Можно назвать несколько причин создания ассоциации, но я выделю только две основные — объективную и субъективную. Объективная причина состоит в том, что произошла смена общественно-экономической формации, и мы перешли к так называемой рыночной экономике. Во всех государствах рыночной экономики существует триумвират: власть в лице правительства, работодатель в лице их объединений, работник в лице профсоюзов. И все возникающие между ними вопросы обсуждаются, законодательно принимаются и способствуют социально-экономическому развитию.

Субъективная причина, присущая России, заключается в том, что методом шоковой терапии у нас в одночасье рухнула плановая экономика, поэтому предприятия, с одной стороны, оказались неуправляемыми, с другой — им надо было как-то выживать. Поэтому наиболее активные руководители в первую очередь оборонных предприятий выступили инициаторами объединения, и в начале 90-х годов была создана ассоциация предприятий РТ.

За плечами этих руководителей были сотни и тысячи работников, и вдруг система сразу рухнула. Что в этой ситуации должен делать руководитель? Кто-то создавал кооператив, кто-то сдавал площади в аренду, кто-то пытался акционироваться.

Минтимер Шарипович (Шаймиев — первый президент РТ — прим. ред.) в то время проводил политику мягкого вхождения в рынок, и в Татарстане удалось сохранить основные производства. Но главное, что нам удалось за это время сделать, — это выстроить деловые отношения с властью, что позволяло постепенно находить решение возникающих проблем. Их было много. Вот, например, в 1998 году в целях поддержки товаропроизводителей нами были выработаны предложения, которые обсуждались на совещании у премьер-министра РТ. В результате был принят ряд документов, в частности, указ президента РТ о порядке списания денежных средств со счетов предприятий. А это тогда был самый главный вопрос, поскольку не было «живых» денег даже на заработную плату. Сотрудницы приходят: детей нечем кормить! Согласно же федеральному закону сначала надо было заплатить налоги, а зарплата была пятой в очереди платежей. И таких примеров можно привести много.

— На что жалуются промышленники сегодня? (Дамир Усманов)

— В прошлом году мы серьезно занимались экологическими вопросами, поскольку экологическое законодательство все больше ужесточается. Да, экологию надо беречь, но вопрос в другом — надо быть к этому готовыми. Меры, лежащие на поверхности, были уже приняты, а дальше надо внедрять современные технологии. А для этого нужны средства. За последнее время было два основных закона — «О водоснабжении и водоотведении» и «О захоронении и утилизации отходов промпроизводства 1 и 4 категории». Вводилось лицензирование, и срок внедрения уже был определен, а сам Росприроднадзор к этому готов еще не был. А штрафы увеличивались в 25 раз! В итоге реализация этих законов была отложена одного — до июля 2016 года, другого — до 1 января 2019 года.

Другой пример: два года назад было принято решение о резком повышении кадастровой стоимости земельных участков в Казани, и налог на землю резко подскочил. Такие документы должны предварительно обсуждаться с товаропроизводителями согласно трехстороннего соглашения, а этого не было сделано. Мы пригласили мэра Казани на нашу «горячую» площадку. Он пришел и выслушал нас, потом были совещания у премьер-министра и президента республики. И по каждому предприятию было принято компромиссное решение. Но вообще я мог бы привести много примеров — за эти годы ассоциация сделала немало.

Александр Лаврентьев (в центре)

«ГЛАВНАЯ МИССИЯ — ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

— То есть значение ассоциации не ослабевает до сей поры?

— Мы стараемся быть полезными для предприятий! Иначе она прекратила бы свое существование. Наша главная миссия — представление, отстаивание и защита интересов работодателей в отношениях с правительством, муниципалитетами, профсоюзами и другими структурами.

Как вы знаете, в республике раз в два года принимается трехстороннее соглашение между правительством, работодателями и работниками. От имени правительства его подписывает премьер-министр, от работодателей — президент ассоциации предприятий и промышленников РТ как председатель координационного совета объединений работодателей, от имени работников — руководитель федерации профсоюзов РТ.

— Сколько промышленных предприятий и каких отраслей входят в ассоциацию?

— На сегодняшний день — около 130 предприятий, включая коллективное членство, а хозяйствующих субъектов — около 300. В координационный совет входят и другие бизнес-объединения: малого и среднего бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, жилищно-коммунальных предприятий, банковская, транспортно-логистическая ассоциации, Союз строителей. Координационный совет возглавляет президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. Таким образом, охвачены предприятия практически всех отраслей.

— Наверное, члены ассоциации платят какой-то взнос? Сколько это? Были случаи, когда предприятия выходили из ассоциации по экономическим либо другим причинам? Сколько сегодня членов АПП? (А. П. Семенов)

— Ассоциация предприятий и промышленников РТ не хозяйствующий субъект, это некоммерческая организация, мы существуем на взносы своих членов. Да, были единичные случаи, когда некоторые предприятия выходили из ассоциации. Мы даже сами некоторых выводили, если они не проявляли активности и взносы не платили. Но это, повторяю, единичные случаи за все годы.

Что касается размера взносов, то он был изначально установлен 20 лет назад: 0,05 процента от фонда оплаты труда. Эту норму мы сохраняем, а вот размер минимального и максимального взноса чуть-чуть порой меняем: сегодня это не менее 30 тысяч и не более 200 тысяч рублей в год.

— Какой у ассоциации исполнительный аппарат, чем он занимается?

— Аппарат у нас небольшой — 10 человек, включая водителя и уборщицу. Президент ассоциации работает на общественных началах. При ассоциации создан совет почетных членов — это бывшие директора предприятий, мы им оказываем всяческое внимание. Систематически собираем главных инженеров на различных предприятиях, чтобы они увидели у коллег новые технологии, обменялись опытом.

Регулярно проводим заседания совета ассоциации, на которых обсуждаем злободневные вопросы. К примеру, 28 января обсудили итоги 2015 года. К нам пришел и новый министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов. Кстати, когда его только назначили на эту должность, в числе первых его встреч была встреча с нами. Мы сказали ему: если хотите знать истинное положение вещей, приходите на площадку ассоциации, потому что именно там обнажаются все насущные проблемы. В основном мы обсуждаем системные вопросы, но не обходимся иногда и без частностей.

Обсуждая итоги 2015 года, руководители предприятий подняли проблемные вопросы, и мы делегировали одного из директоров, чтобы он выступил на заседании совместной коллегии министерства экономики РТ и министерства промышленности и торговли РТ. И ваша газета отметила это, назвав выступление директора «Электроприбора» Павла Шацкого одним из самых интересных. В работе коллегии приняли участие заместители двух федеральных министерств, и они должны знать проблемы наших предприятий. Я думаю, что эта информация для них будет нелишней.


— Читал, что в РТ разработаны проекты закона о промышленной политике и госпрограммы развития промышленности РТ на 2016 - 2020 годы. АПП принимала участие в этой работе? Что главное в этих документах вы выделяете и какие надежды на них возлагаете? (Колесниченко А.)

— Да, ассоциация внесла свои предложения. Особенность законопроекта в том, что он рамочный, и чтобы выработать конкретный механизм его реализации, нужно обязательно принять подзаконные акты. Например, отдельно о фонде развития промышленности, заключении специального контракта, о других формах поддержки и институтах развития.

Мы должны расписать финансовый механизм, и это нужно узаконить, чтобы не было разночтений. Сейчас проекты передаются на рассмотрение в Госсовет РТ.

— Поставлены сроки принятия Госсоветом проектов закона и программы?

— Законопроект, наверное, рассмотрят на ближайшей сессии (рассмотрение не состоялось — прим. ред.). Во всяком случае весь путь обсуждения завершается. Что касается проекта программы развития обрабатывающих отраслей промышленности РТ на 2016 - 2020 годы, то он только начинает разрабатываться, и им занимается центр энергосберегающих технологий РТ при кабинете министров РТ.

На одной из задач, обозначенной в паспорте проекта программы, хочу акцентировать ваше внимание: реализация на промышленных предприятиях РТ механизмов государственной поддержки и государственно-частного партнерства (ГЧП). Раньше элемент ГЧП практически не фигурировал в подобных документах.

Еще хочу озвучить пять подпрограмм развития предприятий: первая — фармакологии и медицинской техники, вторая — химического комплекса средней и малотоннажной химии, третья — машиностроительной, радиотехнической и электронной отраслей, четвертая — легкой промышленности, индустрии детских товаров и товаров бытового назначения, пятая — лесоперерабатывающей промышленности и мебельной индустрии. Бюджет программы будет еще определяться, это, вероятно, будут средства федерального и республиканского бюджетов, но планируют, что львиную долю будут составлять деньги внебюджетных источников, то есть субъектов бизнес-деятельности.


«КАРИМОВ — ПАРЕНЬ ТОЛКОВЫЙ»

— Как вы оцениваете работу нового министра Альберта Каримова?

— Его оценивать пока еще рано. Наше мнение такое: парень он толковый, и в технопарке «Идея» работал, и «Химградом» руководил, ему сейчас надо набираться опыта работы в ранге министра. Я всегда исхожу из такого принципа: когда приходит новый руководитель, не надо сразу махать шашкой или делать кадровые перестановки, а нужно присмотреться, какие традиции и система профессиональных взаимоотношений в коллективе, в том числе для выработки решений. Понятно, что министру придется принимать решения, но сначала надо послушать своих заместителей, а может быть, и начальников отделов, ведь они детальней пропускают через себя все вопросы. Сначала надо смотреть, изучать, а потом привносить новое. Я думаю, что у него все получится, и мы дружно будем работать, так как у нас общие цели.

— Как «генералы» промышленности относятся к тому, что на ответственные посты назначают довольно молодых людей?

— Относимся нормально. Важно, чтобы они профессионально к этому были готовы. Считаю, мы очень дружно работаем с минпромом, с минэкономики и с минтрудом. И мы вместе решаем наши общие вопросы. Там, где нужна «тяжелая артиллерия», особенно на федеральном уровне, мы обращаемся к президенту. Он никогда нам не отказывает, относится с полным пониманием и прилагает все усилия, чтобы поддержать. Мы это очень ценим. И все регионы, которые приезжают к нам и видят такие отношения, по-хорошему завидуют нам.

— Алексей Михайлович, спасибо за разговор. Успехов вам!

Источник публикации: Бизнес Online