На круглом столе в Госдуме отраслевики подвергли резкой критике политику Правительства в отношении сельского хозяйства

Дата публикации: 27.10.2014

23 октября экспертный совет фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" провел в Государственной Думе круглый стол на тему: «Продовольственные санкции: как существенно увеличить выпуск продукции сельского хозяйства».

С вступительным словом выступил заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Сергей Доронин. Депутат сделал акцент на том, что даже в условиях уменьшения импортных поставок сельхозпродукции объемы господдержки АПК не только не увеличиваются, но и снижаются:
- Все вы наверное знаете, что бюджет министерства сельского хозяйства меньше, нежели в нынешним году – 167, 8 млдр. руб.
Есть в сми некоторая эйфория, что введены санкции и у нас сейчас все начнет цвести и колосится, а сельское хозяйство будет супер рентабельным. Но пока на рынке ничего, кроме спекулятивных процессов, не происходит. И мясо свинины, и молоко пошло в цене… Но объемы производства за счет этого не нарастили.
Сергей Доронин также обратил внимание присутствующих на проблему закредитованности села:
- На сегодняшний день закредитованность сельскохозяйственной отрасли 2 трлн.рублей. По информации минсельхоза, которая была предоставлена 2 недели назад, 23% сельхозпредприятий сегодня не могут обслуживать основной долг и проценты по ним. Ситуация очень сложная.
Я думаю, что по итогам этого круглого стола мы предоставим Правительству РФ и Министерству сельского хозяйства резолюцию и попробуем помочь. Потому что в Министерстве сельского хозяйства существует проект постановления, чтобы дополнительно в 2015 году выделили 77,5 млрд. рублей на развитие этой отрасли.

Затем с докладом выступил директор Департамента экономики и государственной поддержки агропромышленного комплекса министерства сельского хозяйства Анатолий Куценко. В частности, он заявил, что в настоящее время Правительством РФ готовится план содействия импортозамещению на 2014-2015 годы, а также соответствующие изменения в Госпрограмму развития сельского хозяйства. По его словам, в числе приоритетов на 2014-2015 годы – наращивание темпов роста по производству мяса, птицы, молока и овощной продукции:
- Мы еще имеем существенные проблемы – при производстве молока не выполнен показатель рынка производственной безопасности, при производстве мяса не выполняется. И мы видим большой объем импорта завозимого: овощей из защищенного грунта, открытого грунта, плодово-ягодной продукции.
Мы видим проблемы, которые у нас есть, и они связаны, в первую очередь с отсутствием по ряду направлений в растениеводстве собственного производства семян (не разложение семян, как таковых, а именно генетика, потому, что в большинстве своем все закупается на Западе) – это и семена сахарной свеклы, на юге особенно, подсолнечника, кукурузы, овощная группа, практически, на 90% потому, что даже наши научно-исследовательские институты заняли в основном нишу продукцию поставлять малым формам хозяйствования или дачникам.
Самая сложная задача для нас – это выполнять задачу по наращиванию объемов производства молока и мяса КРС. Это наши традиционные отрасли, они, можно сказать, между собой связаны, но производство молока является «ахиллесовой пятой», потому, что последние годы показывают не динамику увеличения производства, а наоборот, сокращение.
Ну и плодово-ягодная продукция - здесь технологические циклы. Если поставим задачу все-таки сделать импортозамещение, то мы должны были подумать четыре года назад, когда должны были заложить те сады, которые нам давали бы продукцию в 2015 году.
Откровенно сказать, цифра, которую назвали – она достаточно большая. На период до 2020 года, по нашим расчетам, необходимо 625 миллиардов рублей из федерального бюджета, в том числе на 2015 год – 77,5. От того, какая сумма будет выделена, соответственно, мы будем четко понимать, какой же объем производства мы осуществим. Потому что мы четко нормировали стоимость скотоместа при наших расчетах, условно сказать, на производство молока – это молочное КРС - 500 тысяч, на тонну мясо КРС – необходимо 423 тысячи рублей, на тонну свинины - 200 тысяч рублей, на тонну мяса птицы – 140. И стоимость, допустим, теплиц, в среднем, без условий досветки, без инженерной инфраструктуры – порядка 90 миллионов один гектар.
Мы отдельно предлагаем выделить под программу по развитию семенного картофелеводства, овощей открытого и закрытого грунта. И предусмотреть меру государственной поддержки, не связанной с производством овощей открытого грунта и семенного картофеля, меры по стимулированию именно строительства теплиц, в том числе, наряду с субсидиями и участием процентной ставки, меры до 20% по возмещению прямых затрат.
Мы с банками отработали примерные модели, скажем, модельных предприятий по производству мяса свинины, птицы, молока, КРС, производства овощей. Мы видим, что срок окупаемости при действующих мерах поддержки, когда мы возмещаем только часть процентной ставки, мы видим, что в свинине это 5-6 лет, в отдельных регионах, например, Сибири, 7 лет, по молоку на это уходит 12 -15 лет, по теплицам – это тоже – 9-10 лет. Соответственно, мы предлагаем, чтобы по теплицам, так же и по строительству плодохранилищ, мы должны возмещать часть прямых понесенных затрат по факту ввода теплиц до 20%. То есть, мы это тоже наряду с субсидированным участием процентной ставки, тогда это позволяет проекты в окупаемость переводить в семилетний период, что интересно становится для инвесторов. Эти же меры поддержки до 20% хотим продублировать и направить на строительство картофелехранилищ и овощехранилищ. Это то, что касается мер по стимулированию производства овощей и картофеля.
По животноводству мы расчеты делали на привлечение инвестиций для производства мяса из свинины на период до 2020 года в объеме 1 200 000 тонн.
По мясу птицы вообще у нас нет проблем. Мы можем только обеспечить, гарантированно субсидируя возмещение части процентной ставки, приток инвестиций. На эти две меры мы не видим необходимости добавлять средства на возмещение прямых затрат.
Производство молока мы выделяем из области животноводства и предлагаем отдельные меры, соответственно, на растениеводство больше мы добавляли средств. По животноводству меньше, но это обусловлено тем, что из программы животноводства выделяется отдельно программа приоритетов по молоку. Надо сказать, что мы сохраняем общие меры поддержки, это и субсидирование литра молока, и (предлагаем) дополнительные, до 20%, потому что это долгоокупаемые проекты. Порядка 6 миллиардов рублей уже мы предусматривали на 2015 год, и даже если это будет усеченная программа, мы все равно 4 миллиарда рублей на возмещение прямых затрат, понесенных при строительстве молочных, товарных или реконструкций ферм, обязательно поддержим.
За 2013 год мы получили уменьшение объема производства молока, соответственно, это тот сигнал, на который мы должны были отреагировать. Мы отреагировали. Поэтому мы видим (необходимость) в малых формах еще поддержать и давать гранты по образу и примеру уже реализованных, доказавших свою эффективность мер, малых форм хозяйствования, когда мы гранты давали на строительство семейных животноводческих ферм.
Мы предусматриваем по мерам государственной поддержки - по импорту молока мы можем сократиться к 2020 году только на 30%. Еще раз говорю, длительный цикл, он самый сложный для нас, поэтому мы расчетно видим, что мы можем произвести порядка 4-6 миллионов тонн молока. Мы расчетно понимаем, что мы сможем уменьшить с 9,4 тонн молока, которые завозились, по факту, в 2013 году.
У нас отдельно под программу по развитию племенного дела, селекции и генетики, и, соответственно, мы добавляем средства на развитие мелиорации.
Советская инфраструктура – она есть, но не функционирует в достаточном объеме, и на 20% ее надо реанимировать, воссоздавать и в это нужно вкладывать все средства. Поэтому, общий объем средств расчетно для задач по импортозамещению до 2020 года – 625,7 миллиарда рублей, в том числе, на 2015 год – 77,5.
Спасибо.
В ходе заседания представители сельхозпредприятий и отраслевых организаций обсудили такие острые проблемы отечественного АПК, как сроки действия ограничений на импорт продовольствия, увеличение объёмов поддержки села в ходе осеннего бюджетного процесса, защита внутреннего рынка от злоупотреблений, связанных с импортом продовольствия.
Так, президент российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константин Бабкин отметил резервы, которыми обладает Россия в сельском хозяйстве:
- Потенциал у сельского хозяйства у нас огромен – напомню цифры – у нас 40 млн Га заброшено, это больше территории Германии, мы ввозим на 40 млрд. долларов продовольствия – это сравнимо с экспортом газа. У нас безработица на селе в два раза выше, чем в городе. У нас есть технологии, достаточно развитое сельхозмашиностроение. Есть все объективные предпосылки для резкого увеличения объемов производства.
Нужен комплекс мер: налоговых мер, экспортной поддержки, защита рынка, работа с учеными, подготовка кадров, технологического оснащения отрасли, работа с перерабатывающей промышленностью, пропагандистские меры. Ввести ограничительные меры – в магазины должна попадать жидкость с названием «сок», если она реально сделана из российских яблок, и не должна попадать на прилавок, если она сделана из импортного порошка. И в этом комплексе мер строчка «финансирование» должна идти «десятым» номером.
Как же строится поддержка сельского хозяйства у нас? Просто выделяем деньги на такую-то статью. Например на раскорчевку садов в следующем году выделится 15 млрд.рублей – это огромная сумма. Верю ли я, что после этого появятся российские яблоки на прилавках? Я, честно говоря, не верю…
Как работает минсельхоз – ни одного заседания за последние три года, как минимум, по развитию сельхозмашиностроения не проводилось. Был агросалон, третий по величине в мире, полторы недели назад – никого из минсельхоза мы там не видели.
Бабкин высказал просьбу сельхозпроизводителей:
- У нас просьба, во-первых, увеличить финансирование программы 14-32 с 1,9 до 4-х млрд. рублей, и пожелание минсельхозу - более «плотно» работать с реальными производителями, вникая в реальные проблемы, а не замыкаться только в денежных вопросах.
Председатель Правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко:
- У нас сейчас настал действительно ответственнейший период – то, что будет решено в ближайший месяц, для меня станет определенным сигналом для дальнейших действий. Реальность такова, что существует мифология, что сельское хозяйство это «черная дыра», в которую сколько денег не бросай – все пропадает. Мы доказали, что реально по зерну – мы можем, по сахару – мы можем, по свиноводству – мы можем, по птицеводству – мы можем. Мы можем строить современные предприятия, конкурентные со всеми. Иностранные специалисты подтверждают, что по себестоимости производства мы конкурентны с большинством стран мира. Но у нас есть ряд проблем.
Одна из основных проблем – дороговизна кредитных ресурсов.
По генетике мы находимся в катастрофической ситуации. По семеноводству мы находимся в катастрофической ситуации.
Даниленко рассказал о ситуации с отечественным молоком:
- Реальность следующая. Мы импортозависмые сегодня на 10 млн.тонн. Еще 2 года назад мы были импортозависимы на 7 млн.тонн. По скромным прогнозам, если оставить финансирование на сегодняшнем уровне, то в 2020 году импортозависимость по молоку будет 15 млн.тонн. Это при собственно производстве молока, примерно, 17 млн.тонн. Это товарное молоко. При этом 90% дешевого мяса говядины производят молочники.
И на сегодняшний день мы видим обсуждение для нас непонятное. Обсуждается минфином 20 млрд. дополнительных денег, при задаче импортозамещения, хотя в прошлом году минсельхозу было выделено 42 млрд.рублей. Это профанация какая-то!
Реальный сценарий того, на что сегодня дал минсельхоз даже 77 млрд.рублей, по молоку я расскажу.
Ну, дай Бог, за эти деньги мы остановим падение и может быть какой-то рост. Они оптимистично говорят 3 млн.тонн. Я говорю – вряд ли.
А если уменьшаем до 20 млрд. рублей, то ни о какой остановке падения речи не идет. И не надо говорить населению, что мы будет обеспечивать себя молоком и цены у нас расти не будут.
У нас по молоку цена в этом году растет не больше, чем в прошлом, когда у нас не было никаких ограничений по импорту.
Действительно у меня есть вопросы к минсельхозу о том, что методика выделения средств часто идут совершенно в разрез с просьбами и рекомендациями отраслевых объединений и союзов.
Президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин:
- Если посмотреть ситуацию по зерну. На первый взгляд у нас растет экспорт. У нас неплохие урожаи. Но опять же давайте посмотрим на цифры. Сокращение технического парка техники за последние 5 лет ежегодно составляет 7% по тракторам, 8% по зерноуборочным комбайнам. Чтобы не увеличивать выбытие техники, надо ежегодно 21 тыс. тракторов и 6 тыс. комбайнов. Сегодня эти цифры в разы меньше.
Мы видим, что сама по себе форма субсидирования только процентной ставки по кредитам - она не позволяет модернизировать отрасль. Потому что в ответ на субсидирование банки повышают процентные ставки.
Эффективная ставка кредитов для сельхозпроизводителей находится на запретительном уровне для использования этих денег в качестве инвестиционных ресурсов. Этими деньгами модернизировать отрасль невозможно. Поэтому нужно искать другие формы.
Порадовало то, что сказал Анатолий Анатольевич. О том, что новые инструменты субсидирования могут рассматриваться. Например, прямое возмещение затрат на инвестирование в отрасль. Я с пониманием и поддержкой отношусь к этой инициативе. Инвестор должен иметь возможность выбирать – куда он получаемые в качестве субсидий деньги будет инвестировать».
Скурихин предложил:
- Сохранить субсидирование сезонных полевых работ. Это одна из действенных мер, чтобы поддерживать производство зерна на том уровне, на котором находимся сегодня.
Возмущение в зале вызвала информация Павла Скурихина, которую он получил два дня назад в Торгово-промышленной палате:
- На мероприятии в ТПП прозвучали таки цифры: порядка 60% государственной поддержки в птицеводстве получают 10 компаний. А у нас их десятки тысяч. У этих десятков тысяч проблемы. Потому что они закредитованы. Им дважды, трижды пролонгировали кредиты в связи с засухами и сегодня они кредиты получать не могут. Поэтому, когда мы говорим о господдержке, то должны понимать, что она будет распределена между очень узким кругом людей и, как говорил Ленин, очень далеких от народа.
Коснулся Скурихин и проблемы агрострахования:
- Вопрос с агрострахованием. Фактически сегодня производство осуществляется на свой страх и риск. В целом ряде регионов России уже констатировано, что система агрострахования отсутствует. Это Алтайский край, Оренбургская область. Там никто не страхует. Системные страховые компании отказываются страховать.
К прозвучавшей из уст отраслевиков критике не остался равнодушным представитель минсельхоза. В ответном слове Анатолий Куценко заявил:
- Спасибо за возможность представить некоторую уточненную информацию по тем критическим замечаниям, которые прозвучали от коллег. В любом случае, спасибо всем, кто высказался, и даже критично, в наш адрес. Может , главная причина отсутствия полной информации в том, что мы не так часто встречаемся. Но, хочу сказать, мы с нашими союзами встречаемся еженедельно. С ключевыми, которые работают непосредственно на производства сельскохозяйственной продукции.
Мы считаем, что без дальнейшего стабильного наращивания объемов производства сельхозпродукции не может без ее переработки. Оставаться на сырьевой игле – это не правильно. Поэтому, хотелось бы отметить два основных момента: вопрос реструктуризации задолженности, которая у нас есть, с одной стороны, с другой стороны – большой объем остатка ссудовой задолженности, которая в банках находится, наше залоговое имущество, которое мы не можем дополнительно привлечь. Этот вопрос уже был поднят нами в рамках внутренней рабочей группы при Министерстве сельского хозяйства. Рабочая группа создается под председательством Миллера и ЦБ. Будет вопрос этот решаться. И вопрос именно про инвестиции – стоимость инвестиций для аграриев, для выполнения задачи по ускоренному импортозамещению. Будет решаться уже непосредственно в Центробанке.
Три основные проблемы, которые там будут раскладываться: законодательство - мы хотим, чтобы земли сельхозназначения были приравнены к более высокому уровню залога, ко второй категории - совсем другая стоимость будет и не будет дисконта банками при этом. Второе - период реализации увеличим с полугода до года. Конечно, это вопрос изменений в законопроект об обороте земель сельхозназначения, эту подгруппу будет возглавлять, скорей всего, Школкина Надежда Васильевна. Она сильный аграрий, она эту тему будет контролировать.
И два еще вопроса. Это вопрос непосредственных регулятивных инструкций банка, непосредственно, как кредитование АПК, это отдельная программа. И второе, это, конечно, синхронизация наших мер государственной поддержки, с тем, чтобы эти инвестиции были в отрасли. Нам нужны инвестиции – полтора триллиона рублей, и кредитные, в том числе и заемные – один триллион. Не будет их, не будет… здесь все понятно.
В части технологической поддержки. Я здесь с коллегами в корне не соглашусь, что Министерство сельского хозяйства в рамках тех полномочий, которые оно имеет, не рассматривает этот вопрос в приоритете. Он находится в приоритете номер один, и в рамках дополнительных мер государственной поддержки мы как раз хотели поддержать инициативу депутатов по возмещению 35% нашим сельхозпроизводителям. Это была жесткая позиция. Если мы посмотрим региональные меры поддержки по стимулированию технологической модернизации, там как раз-таки, прямое возмещение сельхозтоваропроизводителям.
Аркадий Владимирович Дворкович, если кто-то не участвует в его комиссиях по развитию агропромышленного комплекса, - они проходят ежемесячно, два раза, - он решение Минсельхоза отменил, он восстановил поддержку машиностроителям, чтобы платить 1,9 – осталось. Мы все-таки считаем, что этого не достаточно, и должно быть еще право сельхозтоваропроизводителей выбирать. При всем уважении к нашим машиностроителям, не весь спектр технологий, которые нужны сейчас, отрасли выпускают, или они не совсем того качества. Понятно, что сразу этого не сделаешь, но хотелось, бы, чтоб наши коллеги из Минпромторга тоже параллельно занимались этой проблемой, а не только, я извиняюсь за грубость, залезали в наш карман.
А самый главный фактор хотел бы сказать, - мы много говорим, что у нас 500 миллионов гектар не используется, а я хочу задать себе вопрос – а почему? Спросите на Ставрополье – там используются, как и на Кубани, в Ростове. Значит, есть какие-то непреодолимые или экономические факторы. Поэтому, давайте посмотрим, как более эффективно это использовать. Мне очень больно за Оренбург, мне больно за Алтай, потому, что период, когда распахивали целину, а у нас с вами, коллеги, из 77 миллионов гектаров того, что сеется, только порядка 20 миллионов – озимый климат, все остальное – яровой. А яровая культура от озимой отличается простым показателем – она никогда не будет выше по урожайности озимой и стабильней, потому что там другие факторы на это влияют.
Первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, заместитель руководителя фракции "СР" Валерий Гартунг, подводя итоги круглого стола, обратил внимание на то, что существуют претензии к прозрачности распределения госсредств на АПК:
- Я обратил внимание на то, что прозвучало во многих выступлениях - есть претензии к прозрачности распределения госсредств. Так получается, что средства распределяются между несколькими компаниями. Это не только к Минсельхозу относится, это и к Минпромторгу относится. Как только госсредства распределяются, сразу мы знаем этих адресатов. Этого не должно быть. Нам пенял тут представитель Института США и Канады на непрозрачность, сколько денег ни выделяется –их то крадут, то они не дойдут (до адресата), и не получишь ты результата. Поэтому прозрачность – это первое. Это нужно обеспечить. Как? Соберите людей – они вам скажут, как это нужно сделать.
Кроме того, парламентарий указал на недостаточность форм поддержки агропромышленного комплекса при наличии огромной кредиторской задолженности предприятий отрасли:
- Второе. Какими формами поддержки поддерживать агропромышленный комплекс? Разные формы есть. Например, есть агролизинг, но эта форма крайне коррупционная, всем понятно, субсидирование кредитных ставок по кредитам уходит не в тот карман, уходит к банкам. И все равно денег не дают, как сегодня сказали, хоть 100% субсидируй, все равно денег не дадут.
Какая форма сейчас работает? Прямое субсидирование покупки промышленной продукции. Вот, 15% скидку производитель промышленной продукции дает по крестьянам - ну, субсидируйте из бюджета. Мало? Дайте больше. Расширьте этот перечень, включите туда производителей, оборудование для переработки, да весь агропромышленный комплекс возьмите в целом. Это второе предложение. И, кстати, по существующей программе предложение – увеличить до 4 миллиардов финансирование, которое заложено уже сейчас в бюджете. Я предлагаю это записать, и представителям всех фракций, когда будет бюджет проходить в Думе, поддержать эту идею.
Валерий Гартунг подчеркнул, что необходимо восстанавливать единое управление всего агоропромышленного комплекса:
- Следующее. Безусловно, (необходимо) правительству РФ восстановить единое управление всего АПК, что здесь и прозвучало. Если мы в комплексе не будем (наблюдать) весь процесс от науки до спецтехники, то результатов мы не добьемся, потому что на любом из этапов может быть просадка и, если мы даже выделим деньги на спецтехнику, у нас урожай погибнет. А если мы даже вырастим урожай, но в недельный срок не уберем, у нас зерна не будет качественного. Мы же понимаем, что мы будем только фураж убирать – оно ляжет, или еще какие-то проблемы будут, погода не даст. Мы в зоне рискованного земледелия живем. Мы же понимаем это. Поэтому энергонасыщенность сельского хозяйства должна быть в разы повышена. Это можно сделать только в рамках общего управления. Нужно восстановить управление АПК в целом. Вот, наверное, все замечания, которые я хотел бы сказать. Спасибо.

Источник публикации: inform-24