Правительство перед выбором – бюджетная эффективность или социальное недовольство

Дата публикации: 28.08.2013

Правительство пытается найти способ снизить бюджетные расходы за счет социальной политики. К примеру, в сентябре Минфин представит идею отказаться от начислений материнского капитала после 2016 года и сократить темпы роста пенсий, чтобы повысить эффективность бюджетных расходов. Премьер-министр Дмитрий Медведев утверждает, что пока никакие решения не приняты, но Минфин все чаще говорит о развитии негативной макроэкономической ситуации в стране, в которой Правительству придется брать на себя ответственность за непопулярные меры.

Вопрос оптимизации бюджетных расходов обсуждался 13 экспертными группами. Соответствующий документ стали разрабатывать в апреле этого года, незадолго до того, как Минфин стал делать негативные прогнозы по поводу предполагаемых бюджетных поступлений, пишет эксперт Центра политических технологий.

В июле министр финансов Антон Силуанов отметил, что, возможно, придется распечатывать Резервный фонд. «Без бюджетного маневра, без оптимизации, сокращения наших уже принятых расходных обязательств, выполнить новые задачи Президента просто не представляется возможным», – сказал министр. Таким образом, оптимизация расходов становится основной проблемой Правительства.

Эксперты предложили три направления сокращения расходов. По их мнению, самый экономически правильный ход – изменение схемы индексации пенсии. Если индексировать по инфляции страховую часть пенсии один раз в год вместо двух, это позволит сэкономить до 781 млрд рублей к 2020 году. С другой стороны, можно установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%, что сэкономит в долгосрочной перспективе до 1,5 трлн рублей. Но вряд ли такие меры позволят достичь целевого показателя по размеру пенсий в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030 году.

Cамый экономически правильный ход – изменение схемы индексации пенсии

Второе предложение – отказаться от начисления материнского капитала после завершения действующей программы в 2016 году. Вероятность принятия такого решения достаточно высока.

В-третьих, можно оптимизировать расходы на государственное и муниципальное управление. Эксперты предлагают перейти с 2017 года на единую консолидированную субсидию, сократить количество муниципальных депутатов и упразднить должность сити-менеджера. Кроме того, дополнительные средства в бюджет принесет выплата госкомпаниями дивидендов – 25% их чистой прибыли.

Эксперты считают, что Правительству так или иначе придется принимать непопулярные меры – сокращать вузы и научные учреждения, оптимизировать поликлиническое обслуживание, замедлять рост пенсий, что, в свою очередь, ухудшит «социальный контакт». Другие непопулярные решения Правительства только подтверждают это.

К примеру, введение в регионах так называемых социальных норм потребления электроэнергии и воды вызвало возмущение у пользователей социальных сетей и еще больше у пенсионеров. С одной стороны, социальные нормы потребления электроэнергии снизят нагрузку на промышленность, которая фактически субсидирует продажу электроэнергии населению. Немаловажный аргумент – повышение культуры потребления, экономия и лучшее понимание потребителями своих прав. С другой стороны, многими социальными слоями введение нормы было воспринято крайне резко – известно, чем обернулась передача прав регионам на установление тарифов ЖКХ. Тарифы ускоренно растут с каждым годом, а ориентировочные нормы явно занижаются.

Отказ от начисления материнского капитала после завершения действующей программы в 2016 году

В деятельности Правительства можно отметить и предложение Минтруда по отмене льготного налогового режима для малого бизнеса. В то же время Минтруда ополчилось против «серых зарплат», которые получают около 20 млн россиян. Ведомство разрабатывает законопроект, который запретит оплату труда наличными, получение банковских кредитов теми, кто не платит страховые взносы, и привяжет будущие пенсии к трудовому стажу и размеру официальной зарплаты. Работникам, которые при таких условиях пострадают гораздо больше работодателей, глава министерства Максим Топилин предложил соглашаться только на «белую» зарплату.

Инициативы Правительства позволили высветить три системных проблемы. Во-первых, политические приоритеты Владимира Путина традиционно не соответствуют бюджетным возможностям. Майские указы и масштабные инфраструктурные проекты требуют вложения огромных финансовых средств, которые нельзя получить от одной только продажи энергоресурсов. При этом принятие решений руководством страны выглядит все более хаотичным, а макроэкономическая ситуация указывает на стагнацию в экономике.

Во-вторых, более вероятным становится риск роста социальной напряженности, которая спровоцирована ослаблением рубля и отсюда ростом цен на предметы первой необходимости. Растут тарифы ЖКХ, снижаются темпы роста пенсий. Владимиру Путину трудно наполнить социальную повестку новыми обещаниями, поэтому реальные проблемы, возможно, будут замещаться альтернативными – борьбой с педофилами, носителями нетрадиционной сексуальной ориентации, внешними и внутренними врагами.

Еще одна проблема – дефицит эффективных инструментов государственного управления на фоне теряющего авторитет Правительства Медведева. Глава государства демонстрирует прохладно-критичное отношение к кабинету министров во главе с бывшим преемником Путина, что сказывается на качестве и социальной эффективности проводимых реформ. Власть становится все менее понятной избирателю, и ее запас прочности снижается, а риски дестабилизации растут.

Источник публикации: Регионы России