Если рост замедляется - это кризисом называется?

Дата публикации: 05.08.2013

В июне экономика страны не подросла даже на десятую долю процента, остановилось и развитие промышленности. Власти ищут пути, как подстегнуть ВВП

НЕХВАТКА ПРИБЫЛИ

Промышленность уже скоро год как притормаживает, проблемы начались как раз прошлым летом. Получается, около года ВВП (валовый внутренний продукт - основной экономический показатель, отражающий стоимость производимых в стране товаров и услуг) рос как бы по инерции - за счет торговли, например. Но чудес не бывает. Именно промышленный рост подпитывает рост всей экономики. Случилось то, что должно было случиться.

Если посмотреть на статистику, можно заметить, что в России давно сокращаются темпы производственных инвестиций. В июне - по сравнению с июнем прошлого года - инвестиции упали на 3,7%. То есть предприниматели не хотят вкладывать деньги в производство. Это заметно и по тому, что серьезно сократилась в импорте доля станков и другого оборудования. По-прежнему ввозим продукты питания, тряпки, автомашины, но намного меньше - средств производства. Не хотим производить.

- Инвестиции делают, чтобы получить прибыль, - говорит Борис Хейфец из Института экономики РАН. - А с нею проблема. В России по-прежнему прибыльно все, что связано с природными ресурсами. Но доступ в этот бизнес ограничен, там работают только «свои». В остальных секторах из-за роста налоговой нагрузки и тарифов естественных монополий прибыльность упала. Она в России такая же или меньше, чем в Европе. А доверия к стране, гарантий собственности меньше, чем в Европе. Вот и инвестируют там, а не здесь.

АУ, НАЛОГИ!

Если экономика не растет, в бюджет поступает меньше налогов. Что рикошетом бьет по экономике. И выйти из такой бесконечности трудно.

За первое полугодие поступление налогов в бюджет снизилось на 0,5%. Главная причина - прибыли предприятий сократились почти на 17%, поэтому они меньше заплатили налога на прибыль.

Полпроцента - вроде бы мало. Но, во-первых, годами, не считая кризисных месяцев, у нас был только рост налоговых поступлений. Во-вторых, это лишь начало нехорошего цикла, о котором только что говорилось. Получив меньше денег, бюджет вернет в экономику в виде государственных инвестиций тоже соответственно меньше, в ответ получит еще меньше налогов и так далее.

Основной удар пришелся по регионам. Если брать только областные бюджеты, то снижение налоговых поступлений составило более 5%. Это куда как тревожно. Ведь практически все государственные программы по финансированию экономики построены так, что федеральный бюджет дает средства только в том случае, если равную долю выделяет и областной бюджет. А откуда он даст? Вот и не получат помощи те же многострадальные аграрии, малые предприятия и многие-многие другие. На днях пришла новость из Чувашии: до 2020 года в республике новых дорог не будет. Программа развития транспортного комплекса предусматривает только их ремонт. И это повсеместная ситуация.

Ужимается и федеральный бюджет. По планам правительства, расходы на медицину сократятся в 2015 - 2016 годах на 50%, пощиплют и образование. Зато сполна удовлетворены аппетиты ВПК. В 2016 году военные расходы планируется нарастить на 60%. Чиновники рассчитывают, что оборонные заказы оживят промышленные предприятия.

БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕМСЯ?

Другое очевидное последствие остановки промышленного роста - безработица. Обычно летом безработица снижается. Ведь многие нанимаются на сезонные работы, сеять-жать. Но этим летом не так. В мае безработица заметно упала - до 5,2%, а в июне снова выросла до 5,4%.

Пока массовых увольнений нет. Но поскольку предприятия сокращают выпуск продукции, они стремятся работников отправить в неоплаченные отпуска, те в ответ увольняются сами. А сезонных работников, видимо, наняли намного меньше, чем обычно.

Директор Института социальной политики Сергей Смирнов в перспективу массовых увольнений не верит.

- Вот если нефть резко подешевеет, тогда конечно, - говорит он. - Безработица сейчас все равно на низком уровне. Нет летнего спада, я думаю, потому, что исчезает понятие «сезонные работники». Это уже не дикие бригады, как раньше, люди выбирают постоянную занятость.

В России сейчас не работает лишь тот, кто и не хочет работать, уверен Смирнов. Рост безработицы в июне он объясняет статистической погрешностью.

К этому надо добавить, что, даже если не будет серьезных потрясений, к осени безработица все равно подрастет - так случается каждый год. Об этом предупреждает министр труда Максим Топилин.

ПЛАНЫ УЛЮКАЕВА - В ЖИЗНЬ

Власти надо как-то реагировать. Новый министр экономического развития Алексей Улюкаев и его коллега из Минфина Антон Силуанов недавно представили правительству план «разгона» экономики. Он, впрочем, оказался до боли знакомым.

Главный рецепт в самом деле не меняется десятилетиями: влить в экономику побольше денег из бюджета. Только вот бюджет-то слабоват. Два варианта: напечатать деньги, как предлагает советник президента Сергей Глазьев, или разворошить кубышку - суверенные фонды. Выбрали второе. Борис Хейфец недоволен, лучше бы включили печатный станок.

- Хотя то и другое не слишком здорово, - подводит он невеселую черту. - Печатание денег порождает риски, например инфляционные. Поэтому Европа уже сворачивает этот процесс.

Помимо этого, правительство традиционно рассчитывает на малый бизнес и посулило давать ему больше дешевых кредитов. Крупным производителям обещают ограничить рост тарифов на услуги естественных монополий - то есть на электричество, газ, тепло и воду. Также промышленникам обещают защиту от ВТО, а государство для своих нужд обязуется закупать только отечественный товар. Правда, список таких товаров еще предстоит составить.

В принципе это все. Сработает ли? Ну, будем надеяться. Уж очень нового кризиса не хочется. Ни «резкого», как в 1998 и 2008 годах, ни «плавного», как может случиться сейчас. А вот будет ли кризис на самом деле, все еще непонятно. Спросите трех экономистов и получите три разных ответа. Так что остается ждать.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации: Главный тормоз - коррупция

- Правительство предлагает неплохие меры. Если государство будет делать закупки только у отечественных производителей, это оживит экономику. Кредиты малому бизнесу - тоже, но сразу возникает вопрос. Только что правительство, подняв налоги, убило почти 600 тыс. индивидуальных предпринимателей. Эти люди уже не получат кредит, потому что юридически их не существует. И в любом случае малые предприятия не смогут переломить ситуацию в хозяйстве страны. Про защиту предпринимателей от ВТО мы слышим год, но реальных шагов нет, потому что для защиты от ВТО нужны грамотные юристы и маркетологи. А их подготовить не удосужились и делать этого не собираются. На мой взгляд, нужно приостановить членство в ВТО и начать пересмотр договора с этой организацией.

Но даже этих мер маловато будет. Главные «тормоза» роста - коррупция и произвол монополий. Нужно резко ограничить их аппетиты. Если сдержать тарифы естественных монополий, вас оберут другие, например торговые сети. Нужен закон, как в Германии, по которому, если монополист резко наращивает цену товара, антимонопольный орган сначала приказывает вернуть ее «назад», а потом разбирается в причинах. И нужен закон о фиксированной торговой надбавке. Сколько бы товар ни перепродавался, суммарная надбавка не должна быть выше 20 - 30%.

Нужно дать доступ российским производителям на российские рынки. Попробуйте приехать в Москву с подмосковными яблоками - хорошо, если «всего лишь» машину сожгут. Ввести прогрессивный налог, ведь Россия - это налоговый рай для миллиардеров и ад для всех остальных. Вот только первоочередные меры. В том, что так и сделают, очень сомневаюсь.

КСТАТИ

Считается, что верный признак замедления экономики - снижение перевозок грузов по железной дороге. И это уже стало реальностью. Как сообщает РЖД, в первом полугодии перевозки сократились на 3,5%. Особенно серьезное снижение по зерну, минус 48% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Нефти и нефтепродуктов перевезли меньше на 2,8%, черных металлов - на 5,8%.

Чуть активнее, чем в прошлом году, стали возить только уголь и удобрения.

Конечно, частично это вызвано и дороговизной перевозок - некоторые компании стали отдавать предпочтение автотранспорту. Но основная причина - все-таки экономический спад, говорят экономисты.

Источник публикации: Комсомольская правда