Инвестиционные возможности международных резервов нашей страны

Дата публикации: 16.03.2020

Уже завтра, 17 марта, состоится специальная сессия Московского экономического форума, участники которой обсудят важность смены парадигмы в экономической политике России для улучшения самочувствия многих отраслей. Накануне мероприятия руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова поделилась мнением о том, почему недофинансирование российского здравоохранения ставит под угрозу национальную безопасность страны и где отрасль может взять дополнительные средства?

 - На специальной сессии МЭФ будут обсуждаться инвестиционные возможности международных резервов нашей страны, которые сегодня, по разным оценкам, исчисляются сотнями миллиардов долларов. Поддерживаете ли Вы тезис о том, что эти средства можно было бы заставить работать во благо решения многих социально-экономических задач?

- Не мое дело входить в ситуацию, откуда брать деньги для здравоохранения, но это нужно сделать немедленно. Сегодня в здравоохранении России сложилась катастрофическая ситуация, которая не позволяет медицинским работникам выполнять свой долг перед пациентами, а пациентам – получать гарантированную государством медицинскую помощь. Ее доступность существенно снизилась в результате губительных реформ и длительного недофинансирования здравоохранения. В 2018 году государственные расходы на отрасль были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (по $ППС на душу населения). В доле ВВП в РФ эти расходы составили 3,3%, а в «новых-8» странах ЕС – 5% ВВП. А, чем меньше денег, тем меньше обеспеченность врачами и их заработные платы, меньше лекарств, меньше расходных материалов и оборудования.

Бесплатная медицинская помощь принципиальна важна для нашей страны, где более половины граждан проживает на доходы менее, чем 25 тыс. руб. в месяц и где за последние шесть лет реальные доходы граждан снизились на 6%. Для исправления сложившейся ситуации первое и главное необходимо увеличить государственные расходы на здравоохранение до 5% ВВП к 2024 г. Это в среднем дополнительно ежегодно увеличение финансирования на 710 млрд руб. в ценах 2018 года. Эти средства должны быть направлены на ликвидацию дефицита медицинских кадров (путем увеличения оплаты их труда и предоставления льгот), на повышение их квалификации и на всеобщее лекарственное обеспечение населения.

- И все-таки, есть ли механизмы, которые могут обеспечить такое допфинансирование?

-  В первую очередь, общество должно понять, что это жизненно необходимо для обеспечения здоровья нашего народа, а значит каждого из нас. А средства можно и нужно найти. Выходом могло бы стать введение прогрессивной шкалы налогообложения на сверхбогатства. Также можно более оптимально расставить балансы внутри экономики страны по стоимости услуг. Например, у нас переоценены услуги энергетического сектора – стоимость электроэнергии и топлива дороже, чем в США. А если у кого-то больше, то значит у кого-то меньше - и среди них оказались услуги здравоохранения, которые принципиально важны для безопасности страны, и мы это сейчас видим. Почему выплачивают миллиардные бонусы руководителям госкорпораций. Неужели наш труд медиков менее важен? И третье – можно использовать средства резервных фондов. Ведь, мы, увеличивая доступность медицинской помощи и сохраняя здоровье граждан, особенно в трудоспособном возрасте, будем развивать экономику страны. Одновременно на экономический рост позитивно повлияет увеличение заработных плат медицинских работников, они же не виллы и яхты будут покупать за рубежом – а товары народного потребления в России.

Чему будет посвящено Ваше выступление на сессии МЭФ?

-  Подробно расскажу, что должно сделать общество, чтобы обеспечить доступную медицинскую помощь в стране, сколько для этого нужно денег и куда их нужно направить. Для того чтобы граждане страны, а значит и мы с вами, имели доступную медицинскую помощь, очень важно добиться осознания обществом и властью масштаба проблем в здравоохранении и единства в понимании путей их решения.