В регулировании таможенных нарушений новый КоАП только усугубил недостатки старого

Дата публикации: 07.02.2020

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов критически отозвался о проектах нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуального КоАП (ПрКоАП), который в свою очередь определяет порядок привлечения к административной ответственности.


«Глава 16 КоАП (в новом кодексе она под номером 32), определяющая ответственность за таможенные правонарушения, практически не изменилась, - отметил Титов. - Таким образом, в новом проекте остались все претензии предпринимателей к нынешней редакции – применение конфискации, несоразмерность наказания, необходимость уточнения составов».


«Выделение в общей концепции КоАП РФ грубых правонарушений приводит к тому, что большое число таможенных составов могут быть признаны грубыми со всеми вытекающими последствиями (не применяется малозначительность, предупреждение, штраф считается по среднему, его назначение ни по нижней границе, ни ниже низшего применить будет нельзя), - констатирует общественный омбудсмен по вопросам таможенного регулирования Виталий Сурвилло. - Однако четкого порядка разделения правонарушений внутри одной статьи на грубые и не грубые ни КоАП, ни Процессуальный КоАП не устанавливают, поэтому с большой вероятностью все составы, предусматривающие конфискацию, будут изначально признаваться грубыми, что существенно увеличит административную ответственность и тяжесть процесса. Определение вины юридических лиц претерпело драматические изменения.


Фактически совокупность соответствующих норм КоАП и Процессуального КоАП позволяет вину юридических лиц не определять. Размытые определения, предложения определять вину юрлица через его должностных лиц - все это, скорее всего, приведет к тому, что будет легализован и так уже применяемый сегодня принцип в административном процессе – «если установлен факт нарушения (наступления вредных последствий), то больше ничего не надо доказывать и исследовать».


Такой подход лишает предпринимателя механизма компенсации правовой неопределенности, что для таможенных правоотношений с частой, глобальной сменой правового регулирования очень болезненно.


«Процессуальный КоАП вводит в административный процесс должностных лиц таможенного органа как самостоятельных лиц с равными правами с привлекаемым лицом (сейчас они привлекаются как свидетели без самостоятельных прав), - продолжил Борис Титов. - Таким образом, судебный процесс рассмотрения дела об административном правонарушении превращается в состязательный. В Арбитражном процессуальном кодексе состязательность процесса в спорах с государственными органами компенсируется возложением на государственный орган бремени доказывания. В Процессуальном КоАП такой меры не предусмотрено, поэтому предложенная его редакция заведомо ставит предпринимателя в проигрышное положение».

Источник публикации: Информ-24