МЭФ-2018: конференция №4 «Региональное развитие России на новом этапе»
3 апреля 2018, 15:00

Российская академия наук. Синий зал

Вопросы для дискуссии:

Какова роль центра и регионов в пространственном развитии России?

Как преодолеть столичный моноцентризм в пространственном развитии России?

Что должно лежать в основе федеральной стратегии пространственного развития?

Поможет ли смена губернаторов экономическому развитию регионов?

Модератор:

Александр Швецов, заместитель директора Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" РАН

Докладчики:

Евгений Бухвальд, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН

Сергей Валентей, научный руководитель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Леонид Вардомский, руководитель Центра сравнительных исследований и трансформационных вопросов Института экономики РАН

Ирина Гришина, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, член Правления Ассоциации независимых центров экономического анализа

Ольга Кузнецова, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" РАН

Андрей Полынев, заместитель руководителя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли

Разрыв в уровне жизни между регионами и столицей увеличивается. Государственная политика, основанная на советской директивной модели управления, не способствует сокращению отставания. При сложившейся высокой степени централизации ресурсов и полномочий совокупность реальных действий федеральных органов власти носит в большей степени селективно-поддерживающий, чем общесистемный регулятивно-институциональный характер. Эксперты Московского экономического форума считают, что нынешняя модель не работает и регионам необходимо предоставить больше свободы. Получив больше средств и полномочий, региональные власти смогут значительно расширить свои возможности самостоятельного решения проблем регионального развития, в то время как федеральные власти смогут сосредоточиться преимущественно на вопросах создания необходимых для этого общих условий и предпосылок.

«Правительство не располагает полной информацией о проблемах, условиях и возможностях роста в той или иной местности. Неудивительно, что слишком часто решения, принимаемые в отношении конкретных регионов, могут определяться не столько социально-экономическими соображениями, сколько усилиями политического лоббирования, и потому нередко являются крайне политизированными», - считает модератор конференции. Крупные субсидии «центра» неминуемо порождают иждивенческие настроения региональных властей и угнетающе действуют на местные стимулы экономического роста, уверен эксперт.

Сегодня в целях развития субьектов РФ разработан документ под названием «Государственная стратегия пространственного развития России». Однако в этой стратегии, как считает Евгений Бухвальд, нет четких механизмов работы. Этот документ он сравнил с платьем короля, которое все обсуждают, но никто не видел, как оно выглядит.

«Задача стратегии – не допустить сокращения роста экономики в регионах, преодолеть отток населения, повысить доходы. Однако, как реализовать эти задачи не прописано. Нет показателей, которые необходимо брать за основу», - отметил Бухвальд. Все позиции, уверен спикер, прописаны двойственно, и как их понимать - неизвестно.

Аналогичной позиции придерживается Сергей Валентей. По его мнению, в документе не прописано главного, за что отвечает государство в целом и каждое министерство в частности. Не эффективным считает спикер и предложение Минфина: перейти к модельному бюджету. Это означает выделение определенной суммы денег регионам на самостоятельное решение ими проблем. По мнению Валентей, в первую очередь субъекты нужно заинтересовать в решении своих пробелов. 

Для преодоления диспропрорций регионы, уверен Леонид Вардомский, должны сотрудничать между собой, помогать друг другу. Большая роль в этой работе отводится Москве. Спикер считает, что столице необходимо взять под свою опеку наиболее депрессивные регионы. Например, Ивановскую, Тамбовскую, Орлавскую области. В этих регионах наблюдается дефицит рабочей силы из-за оттока населения.

О развитие бизнеса в малых городах и регионах говорил Александр Виленский. По его словам, сегодня за пределами своих районов и городов трудятся более 25 миллионов людей. Причина - отсутствие рабочих мест в районе проживания. Но внедрить бизнес в этих населенных пунктах сложно - необходимо сначала создать условия для его работы. Одного документа для решения этой задачи мало, в этом вопросе нужна политическая воля.


Стенограмма мероприятия

Материалы мероприятия
Презентация Е.М. Бухвальд

Презентация С.Д. Валентей

Презентация Л.Б. Вардомского

Презентация И.В. Гришина

Презентация В.В. Климанова

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Евгений Бухвальд
заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН
«Сегодня ощущается необходимость вернуться к нормативно-правовой базе политики регионального развития»
Сергей Валентей
научный руководитель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
«До тех пор, пока Министерство финансов будет определять то, какой должна быть региональная политика, никакое единство экономического пространства страны обеспечить физически мы просто не в состоянии»
Леонид Вардомский
руководитель Центра сравнительных исследований и трансформационных вопросов Института экономики РАН
«Было бы целесообразно мягкими способами ограничивать рост Москвы. Я имею ввиду, законсервировать ряд территорий для промышленного и жилищного строительства на некоторое время, и развивать линейно-узловую модель развития организации пространства в рамках Центрального федерального округа для повышения общей производительности труда и качества населения во всех областях ЦФО»
Ирина Гришина
заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли
«Альтернативный вариант государственного воздействия – это вариант обеспечения диверсифицированного роста. Он исходит из предположений, что каждый регион уникален с точки зрения не только его экономики, но и с точки зрения человеческого потенциала, экологии, культуры»