МЭФ-2017: Круглый стол № 6 «Взгляд традиционных конфессий России на этику кредитно-денежной политики»
30 марта 2017, 10:00

Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова

30 марта в рамках Московского экономического форума (МЭФ) состоялся Круглый стол «Взгляд традиционных конфессий России на этику кредитно-денежной политики». Модераторами дискуссии выступили председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов и член Экспертного центра Всемирного Русского Народного Собора Сергей Волобуев.

В дискуссии приняли участие профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов, протоиерей, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Домодедовских Максим Колесник и востоковед, старший научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития Салман Мирзаи.

Открывая обсуждение, Юрий Крупнов обозначил две противоборствующие позиции: приоритет эффективности над этикой с одной стороны, и первичность религиозного мировоззрения и этики по отношению к экономике ― с другой стороны. По мнению модератора, необходима третья версия, которая объединит оппонентов.

Тему продолжил координатор союза православных и мусульман Эльдар Оруджев. Он противопоставил стремление к накоплению экономике как таковой, имеющей своей целью призводство благ для жизни человека. Он посетовал на падение нравственности: сегодня никто не заменил церковь в вопросе ее воспитания. Докладчик подчеркнул несоответствие существующих норм ведения бизнеса в России этическим ценностям, существующим, например, в Исламе, таким как: «свобода предпринимательской деятельности и заключение договора, справедливость, законность, этичное поведение управляющих и подчиненных, благотворительность и милосердие.»

Позицию православной церкви представил протоирей Максим Колесник. По его словам, крах догоняющей модели модернизации, ведущей к отставанию от лидирующих стран и социальному неравенству, кроется в антигуманистическом характере неолиберальной идеологии. Сейчас традиционные общественные ценности отвергаются, а процесс отделения труда от благосотояния ведет к отказу от разумной меры потребления и попаданию человека в долговую ловушку. Задача церкви в такой ситуации, по мнению спикера, ― помогать обществу строить социально-экономические отношения так, чтобы каждый человек имел возможность реализовывать свои таланты и творческие способности. «С этой целью церковь готова развивать продуктивный диалог с национальными и наднациональными институтами, несущими ответственность за социально-экономическое развитие общества»,― резюмировал Колесник.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в своем выступлении заявил о неверном понимании экономии: за ней кроется не возможности, покупаемые ценой ограничений и трудностей, но «соработничество», творческий процесс. «Помимо того, что разоблачать вот эту действительно паразитическую, античеловеческую, антибожественную, антиприродную экономику, которую нам навязали и которая пока еще главенствует, все-таки очень важно идти по пути создания мировоззрения экономики совершенно другой», ― отметил он. Создание такой экономики реально с опорой на существующие учения и наследие предшественников.

Позицию ислама в отношении банковской деятельности высказал Тахир Аскеров. Он познакомил участников дискуссии с понятием «исламского банкинга», основная цель которого заключается в извлечении общественной выгоды. Эти учреждения осуществляют свою деятельность на беспроцентной основе, и сейчас в исламских странах более 150 подобных организаций.

Тему исламской концепции финансирования продолжила кандидат экономических наук Татьяна Егорова-Гудкова. Она отметила один из главных недостатков российского подхода к обеспечению проектов в противовес исламскому: «У наших банков, к сожалению, интересы заканчиваются, когда они приняли решение о финансировании, и они уже знают, какую выгоду они получат. Дальше тот, кто занимается проектом – вынужден заниматься им самим», ― заявила экономист. Исламские же банки делят риски проектов, в которые вкладываются. Именно это и служит главным источником прибыли таких кредитных организаций.

Кандидат юридических наук, доцент Гамлет Атанесян высказал критику в адрес денежно-кредитной политики. «Что рассуждать об этике, если правовыми нормами нарушаются конституционные права человека?» — заявил спикер. По его словам, в переработке нуждаются законы о Центральном Банке, о банках и банковском деле. Возмущение вызывает и закон о микрофинансовых учреждениях, узаконивающий «грабительские» 120% в год.

Юрий Крупнов поддержал докладчика, заметив, однако, что правовое сознание следует за мировоззрением.

Свою идею повышения работоспособности финансовых инструментов изложил бизнесмен Гершог Смоленский. По его мнению, один из главных рисков для бизнеса в Росии ― это судебная система. Именно этот риск может быть обойдет засчет наднациональной системы делопроизводства: первой инстанцией разбирательства в такой ситуации будет, например, раввинский суд. Спикер поддержал адептов исламского банкинга: идея сочетания в одном финансовом продукте кредитной и инвестиционной составляющей, по его словам, имеет серьезные экономические преимущества.

Участники обсудили деструктивность существующей в России кредитно-денежной политики и плюсы альтернативной кредитно-денежной политики, базирующейся на беспроцентном кредите и отражающей православный и мусульманский подход к экономике. Были озвучены разнообразные стратегии организации взрывного роста экономики через создание независимой финансовой системы. По мнению модераторов обсуждения, накопленный опыт использования религиозной этики в экономических процессах действительно способен в корне изменить существующую систему кредитования и инвестирования, если традиционные финансовые инструменты будут приняты на вооружение.

Стенограмма Круглого стола №6

Презентация
Егорова-Гудкова Т.И.

Array
(
    [ID] => 203
    [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54
    [IBLOCK_ID] => 18
    [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 422
    [CODE] => data_file_time
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => DateTime
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)
1
Юрий Крупнов
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
«Традиционные ценности и этика – это фундамент сверхэффективной, сверхпродуктивной экономики, а не наоборот. Они играют на пользу хозяйству, на пользу людей и на пользу процветания.»
Эльдар Оруджев
Координатор союза православных и мусульман
«Губительность хрематистики особенно велика, когда она является официальной политикой государства и его финансовых институтов. Последствия подобной позиции мы можем наблюдать, начиная с момента распада Советского Союза, когда произошла смена экономической парадигмы и Россия оказалась во власти экономистов, проповедующих монетаризм и свободный рынок.»
Максим Колесник
Протоирей
«Формирующаяся единая мировая экономическая система грозит полным подчинением национальных экономик сугубо материальным целям, отказом государств от социальной ответственности политики.»