МЭФ-2017: Круглый стол № 37 «Публичная дипломатия и стратегические коммуникации в реализации стратегических целей России»
30 марта 2017, 10:00

Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова

В рамках круглого стола, посвященного публичной дипломатии, эксперты МЭФ обсудили

проблемы формирования внешнеполитического имиджа России.

В эпоху глобализации, внешних вызовов России, на первый план в политике выходят публичные выступления на международных площадках. В рамках секции эксперты определили главных акторов системы, среди которых, помимо МИД, институтов и многочисленных «Фондов дружбы», важнейшее место занимают средства массовой информации. Как прозвучало в зале, сегодня не все участники системы внешней мягкой силы действуют скоординировано, скорее каждый сам по себе. Поэтому, крайне сложно противостоять нападкам агрессивной пропагандистской кампании западных СМИ, которой очень «умело» пользуются русофобы. К сожалению, говорили спикеры, мир до сих пор верит в многочисленные стереотипы, связанные с Россией.

И причиной тому, звучало в зале, стоит неумение «подать себя» с правильной стороны. Очень важно, по мнению спикеров, чтобы Россия научилась показывать свое лидерство, демонстрировать его и оправдывать. Страна, которая общепризнано является мировым лидером в культуре и в науке, очевидно, имеет и другие права. «К сожалению, у нас нет хорошей рекламы даже внутри страны того, что у нас есть. Многие выдающиеся выставки, которые тем не менее привлекают рекордное количество посетителей, увы, недостаточно хорошо продвигаются в России, что уж говорить о том, как это происходит за рубежом» — высказался Андрей Хазин, заведующий кафедрой стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова.

По мнению Ирины Мальковой, эксперта секции, на сегодняшний день многие страны специально занимаются своим продвижением, созданием брендов, для чего привлекают собственных и зарубежных специалистов, которые занимаются продвижением национальных брендов. Например, среди клиентов базирующегося в Мадриде агентства Bloom Consulting, которое специализируется в этой области, можно обнаружить государственные, туристические и инвестиционные департаменты и агентства Германии, Испании, Польши, Швеции и Австралии. «В итоге использования бренда мы получаем экономические выгоды (конкретное получение специфических доходов и премиальной цены, которую готовы платить за пользование этим брендом субъекты) и политические дивиденды» — подытожила свое выступление спикер.

При формировании государственного имиджа нашей страны, уверены эксперты, необходимо собрать образ с присущими именно России качествами — духовностью, трудолюбием, патернализмом, толерантностью и силой духа. Эксперты секции обсудили, какие механизмы позволят создать объективный образ государства и не дадут исказить ни реальную ситуацию в нашей стране, ни ее международную позицию, ни ее вклад в мировую цивилизацию.

По мнению доцента кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ Александра Наумова, сегодня внешнеполитический имидж России искусственно занижен. Для нейтрализации негативного восприятия РФ в мире требуется решить целый комплекс проблем. «Необходимо увеличить долю присутствия российских средств массовой информации на международной арене, найти для них целевую аудиторию и адекватный контент, добиваться формирования благоприятного образа страны, в том числе, через деятельность специально созданных для этих целей институтов», – считает ученый. Он добавил, что нужно информировать население других стран о российской истории, развивать въездной туризм, сделать российское образование более привлекательным для иностранных студентов. Воздействовать необходимо за счет привлекательности культуры, ценностей, традиций, генерируемых идей и решений, а также моделей политического, социального и экономического развития.

Стенограмма Круглого стола №37
Ирина Логунцова
Кафедра регионального и муниципального управления
«Мы зарабатываем сегодня на туризме гораздо меньше, чем могли бы. Доля туризма в ВВП сегодня у нас составляет 1,6 %, в то время как в ведущих странах Европы она может достигать 10 %. Это ориентир, к которому мы могли бы стремиться, и у нас есть все основания для этого. »
Андрей Хазин
заведующий кафедрой стратегических коммуникаций факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова
«У нас есть, что показывать. У нас есть, чем привлекать к себе в Москву. Еще очень важно, что наша культурная и научная жизнь перестала сосредотачиваться только в Москве.»
Александр Наумов
доцент кафедры международных организаций и проблем глобального управления факультета государственного управления МГУ
«Необходимо увеличить долю присутствия российских средств массовой информации на международной арене, найти для них целевую аудиторию и адекватный контент, добиваться формирования благоприятного образа страны, в том числе, через деятельность специально созданных для этих целей институтов»