МЭФ-2017: Конференция № 12 «Стратегии формирования экономики знаний и инноваций в России»
30 марта 2017, 10:00

Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова

30 марта в рамках V Московского Экономического Форума состоялась конференция «Стратегии формирования экономики знаний и инноваций в России». Модератором выступил старший преподаватель кафедры экономики инновационного развития МГУ Александр Воронов. Участники дискуссии говорили об основах развития экономики знаний, разделив вопросы для обсуждения на три части. Первое направление было посвящено обсуждению вопросов социально-гуманитарного образования как основы развития экономики знаний, второе – совершенствованию государственной политики в сфере образования и формирования национальной инновационной системы, а третье – выявлению роли центров коммерциализации технологий в инновационном развитии отечественной экономики.

По мнению спикеров МЭФ, в России необходимо сформировать современную систему социально-гуманитарного образования, совершенствовать обществоведческую подготовку в системе общего образования, чтобы внедрять инноваций в сферу образования для модернизации реального сектора экономики. Как отметила заведующая кафедрой экономики инновационного развития МГУ Марианна Кудина, сейчас преобладает мнение, что нужно отнимать у банков деньги и срочно вкладывать их в промышленность. Но возникает вопрос – кто будет это делать? Без изменения подходов к образованию, считает профессор, добиться результата невозможно. Необходимо наладить взаимосвязь между университетами, бизнесом и государством.

«Я верю и в наш российский кадровый состав, и в наш потенциал, и в наши возможности. Но хотелось бы, чтобы государство не мешало тем людям, которые делают свое дело», – с таким призывом выступил доктор экономических наук Владимир Круглов. В США, привел данные ученый, производительность труда в 3,6 раза выше. Но если учесть показатель отдачи от инвестиций, картина становится совершенной иной, так как многие направления в России, в том числе инновационная наука, в должной степени не мотивируются. Государство, подчеркнул Круглов, должно стимулировать, а не осуществлять глобальный контроль над образованием, применяя неадаптированные европейские схемы к российской действительности.

«У нас система высшего образования стала областью непрерывного эксперимента. Тут как в стихах: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Но все-таки для продуктивного развития необходимо помнить, что эволюция дает много, а революция позволяет до основания все разрушить», – заключил спикер МЭФ.

Об опыте применения инновационных технологий в бизнесе рассказала заведующая маркетинговым отделением по России и Восточной Европе инновационного холдинга «Технолог» Марина Ковалчикова. По ее словам, главное для развития инновационных технологий – изменение отношения общества к инновационным технологиям. Если коммерсанты, финансисты будут самыми уважаемыми людьми, то ничего не изменится, сколько бы миллиардов ни вкладывали, считает эксперт.

До тех пор, пока в России главным доходом будет проедание национального имущества и национального дивиденда, наука никому не нужна, уверен заведующий лабораторией Института проблем управления РАНХиГС Кемер Норкин. Драйвером для развития науки, по мнению ученого, должен стать переход к системе эффективного труда.

«Если мы перейдем к такому состоянию, что люди будут зарабатывать деньги, только производя добавленную стоимость, и если в России будет достигнуто производство добавленной стоимости на одного работающего 50%, то мы получим 3 трлн долларов ежегодного роста национального дивиденда. Как только единственным источником частных доходов станет эксплуатация эффективного человеческого труда, немедленно начнется востребованность науки», – подчеркнул Норкин.

Главное для устойчивого развития экономики – формирование профессиональных предпринимательских, управленческих и инновационных компетенций и культуры, считает Андрей Ильин, доцент кафедры управления экономической собственностью Российского экономического университета им. Плеханова. Он рассказал, что для коммерциализации бизнеса важна, в первую очередь, постоянная генерация бизнес-идей. Именно этой компетенции необходимо уделить внимание при обучении студентов.

«У нас сегодня складывается ситуация, в том числе в хозяйствующих субъектах, на мезоуровне, макроуровне, когда не должно быть позиции «ждуна». Мы не можем ждать, и подобно болиду «Формулы-1» должны стремиться развивать все наши компетенции», – отметил Ильин.

Участники пришли к выводу, что изменение инновационной направленности стратегического развития России под влиянием информационных технологий, использование технологий как базы для дебюрократизации управленческих процессов, формирование синергического эффекта за счет использования интеллектуальных ресурсов позволят создать эффективную национальную инновационную систему.

Стенограмма Конференции №12
Марианна Кудина
Профессор
«Национальная идея России – это возврат общегуманитарных ценностей»
Кемер Норкин
Заведующий лабораторией Института проблем управления РАНХиГС
«До тех пор, пока у нас в стране главным доходом будет проседание национального имущества и национального дивиденда, наука никому не нужна. Как только единственным источником частных доходов станет эксплуатация эффективного человеческого труда, немедленно начнется востребованность науки. »
Лидия Леонтьева
Профессор кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Плеханова
«Мне хотелось призвать нас всех начать разрабатывать специальный образовательный стандарт – его нет в России, – который бы назывался «Управление и коммерциализация интеллектуальной собственности»»