МЭФ-2015: Круглый стол № 24
26 марта 2015, 14:30

МГУ им. Ломоносова

Тема: «Финансовая система России: новый вектор развития»

В процессе обсуждения заявленных вопросов, дискуссий по проблемам развития финансовой системы, денежно-кредитной и финансовой политик современной России участниками Круглого стола были сформулированы следующие предложения:

В области совершенствования денежно-кредитной политики и развития банковского сектора предложено:

ü Вовлекать в процесс стимулирования кредитования, в особенности в реализацию крупных инфраструктурных проектов, преимущественно банки, докапитализированные через АСВ с использованием долгосрочных государственных облигаций (ОФЗ).

ü признать, что увеличение доли государства в капитале указанных банков (вхождение в капитал) облегчает государству влияние на кредитную политику указанных банков, обеспечивая финансирование приоритетных социально-экономических проектов и обеспечивает контроль целевого использования средств;

ü создать специализированный институт для выкупа «плохих активов», либо разработка специальной государственной программы для разрешения проблемы «плохих долгов», используя при этом механизм прямого или косвенного выкупа (погашение) плохих долгов за счет кредитной эмиссии Центрального Банка или долговой эмиссии казначейства (Министерства финансов). Международная практика свидетельствует о достаточно активном использовании указанного инструмента в разных странах в процессе погашению плохих долгов банков в рамках программ количественного смягчения;

ü констатировать, что реальный эффект с точки экономического роста может дать только эффективное взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики государства по решению следующих проблем: стимулирования не столько самой инновационной деятельности, сколько спроса на инновации, государственная поддержка субъектов малого бизнеса, финансирование социальных проектов. Усиления взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политик государства позволит повысить эффективность мер, принимаемых Банком России и Правительством по стимулированию экономического роста.

В области совершенствования структуры кредитной системы:

ü представляется необходимой трансформация микрофинансовых институтов как результат: слабого территориального развития банковской системы и ее инфраструктуры, недостаточного институционального уровня развития небанковской инфраструктуры микрофинансирования и механизмов дистанционного финансового обслуживания, ограничения территориальной и социальной доступности финансовых услуг, необходимости применения в России концепции «пропорционального регулирования и надзора» как одного из важнейших факторов баланса между доступностью и безопасностью рынка финансовых услуг, создания гибкой системы финансирования для малых и средних предприятий, низкой финансовой грамотности субъектов малого и микробизнеса.

ü комплексный подход и совместные усилия различных финансовых институтов необходимы и для формирования общедоступной финансовой системы.

В области развития институциональных инвесторов, создающих условия для длинных денег в экономике предлагается:

ü закрепить за гражданами право частной собственности на пенсионные накопления с отложенным правом владения, пользования и распоряжения, т.е. с отложенным правом собственности;

ü осуществить либерализацию требований к структуре портфеля НПФ (внесение изменений в Федеральный закон № 75-ФЗ, инструкция № 379) в направлении стимулирования инвестирования средств пенсионных накоплений в паи ПИФов для развития рынка коллективных инвестиций, а в конечном итоге для стимулирования получения «длинных» денег в экономику;

ü внедрить новые классы финансовых инструментов (долговых и долевых инфраструктурных финансовых инструментов) для инвестирования пенсионных накоплений (по примеру стран Латинской Америки). Данные финансовые инструменты должны быть обеспечены различными видами государственных гарантий, таких как: гарантии по минимальному доходу концессионера; индексации финансовых инструментов по инфляции; льготы по налогам; прямые выплаты из бюджета в чрезвычайных ситуациях;

ü использовать при оценке эффективности государственных про­грамм индикаторы, с помо­щью которых можно дать количественную оценку результатов реализации государственных экономических. Следует учитывать, что данные индикаторы должны пройти экспертную оценку специалистов и могут меняться по результатам исполнения государственных программ;

ü рассматривать привлечение внутреннего инвестора на российский фондовый рынок как одну из стратегических задач его развития;

ü поднять роль этических норм и стандартов профессионального поведения в сфере финансовых рынков;

ü способствовать развитию направления, связанного с мониторингом работы рейтинговых агентств в России.

По вопросам формирования новой архитектуры налогово-бюджетных отношений между федерацией и регионами представляется целесообразным:

ü выстраивание такой архитектуры налогово-бюджетных отношений, которая будет способствовать оптимизации структуры общественных благ, сочетанию налоговых интересов уровней власти, расширению налоговой базы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, развитию вертикальной и горизонтальной налоговой конкуренции;

ü новая архитектура должна базироваться на следующей аксиоме: каждый уровень управления должен обеспечивать реализацию своих функций, а для этого он должен быть наделен определенными полномочиями и иметь необходимые и достаточные ресурсы.