30-31 марта 2017
«Шуваловский корпус» МГУ. Тема: «Стратегия 2025. Экономика расцвета»
МЭФ-2015: Конференция №7
26 марта 2015, 16:00

Ломоносовский корпус МГУ

Тема: «Образование, наука, культура: от кризиса к возрождению»

25 марта 2015 года в рамках Московского экономического форума (МЭФ) прошла конференция «Образование, наука, культура: от кризиса к возрождению», модератором которой выступила координатор подгруппы Конгресса работников образования и науки (КРОН) «Образование» Елена Климова.

Участники мероприятия проанализировали состояние образовательной системы и поделились мыслями о том, какие проблемы этой сферы необходимо решать в первую очередь. Первым слово взял генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода, гендиректор Торгового дома «МТЗ-Северо-Запад» Владимир Боглаев, который три года назад организовал уникальный образовательный эксперимент – «Экспериментальный машиностроительный полигон». Он отметил, что в течение этого времени «возрастание качества подготовки оказалось не нужно ни городу, ни области, ни стране, ни учреждениям». «Падение образования в стране, уровня науки в целом приведет к безусловному уменьшению нашего влияния на раздел богатства в мире», – считает Владимир Боглаев.

Проректор по качеству Смольного института Российской академии образования, ведущий научный сотрудник Костромского госуниверситета Александр Сурбенко в своем докладе сообщил, что в России продолжают развивать образование по остаточному принципу, примером чего служит европейский Болонский процесс. «Менеджеризация высшей школы – это путь в никуда даже для Европы», – отметил эксперт МЭФ. По его мнению, опорой России в 21-м веке должно быть научно-образовательное общество, в котором именно наука и образование должны стать производительной силой и основой всех видов воспроизводства.

По мнению заместителя директора НИИ информационных технологий, д.т.н. Бориса Дроздова, Болонскую систему нельзя использовать для подготовки инженеров. «Нужно оставить специалитет в ведущих инженерных вузах, скооперированных с крупными предприятиями, – считает эксперт МЭФ. – Последние должны иметь мощную лабораторно-научную базу. России можно перенять опыт западных стран и ввести аттестацию инженеров, проучившихся 5-7 лет».

Доцент кафедры политической экономики экономического факультета МГУ Александр Московский заявил, что ЕГЭ, которое «уничтожило учителя-педагога», и Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) должны быть ликвидированы.

«Практически все выступающие сегодня говорили о том, что неолиберализм оказывает колоссальное негативное влияние на российскую жизнь», – отметил д.э.н. Владимир Ефимов. Однако, по его словам, идеология неолиберализма является центральным курсом на экономических факультетах и называется «Экономическая теория» или «Микроэкономика». «Студентам вкладывают в голову: государство – бандит, и его роль в жизни страны должна быть уменьшена максимально», – заявил ученый. Однако согласно Конституции РФ является социальным государством – «это и есть национальная идея, на которую должна работать профессия экономиста», уверен Владимир Ефимов.

С.н.с. Центра политических исследований Института экономики РАН Наталья Лактионова в своем докладе заступилась за советскую педагогику – «оптимальную матрицу, которая вобрала в себя всю культурную традицию практически трехсотлетнего существования России». Наталья Лактионова предложила реабилитировать советский период и «вернуть учителя в школу», чтобы не допустить разрыв образовательной традиции. С этим согласна председатель Общероссийского общественного Движения «В защиту Детства» Наталья Глаголева, которая утверждает: пока мы не вступим в реальную борьбу за будущее советское социалистическое государство, мы будем продолжать предавать наших детей.

К.б.н., с.н.с. Академического НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова Ольга Федоркина обратила внимание на категорию духовного здоровья и ее связь с экономикой. Она предложила провести календарную реформу, создать НИИ духовного здоровья и ввести образовательный курс «Теория естественного интеллекта и золотого отношения как основа экономической стабильности и устойчивости государства».

Почетный академик Международной Академии наук и инновационных технологий Юрий Бондаренко выступил за объединение науки, религии и философии. «Надо сделать так, чтобы образование объединяло все предметы, которые изучаются в школе, и создать единую систему для понимания этих предметов. В результате можно будет соединить экономику с физикой и с психологией», – считает ученый. Член Московского общества испытателей природы, врач-универсал Александр Макеев высказал похожее предложение – «объединить множество учебных и научных дисциплин и интегрировать их в единое всезнание эволюционирующей реальности, включающее множество новых открытий, неизвестных прежде законов, явлений и свойств природы».

К.э.н., доцент, в.н.с. Института экономики РАН Наталья Яковлева призвала установить максимальное государственное селективное регулирование системы образования. «Государству необходимо поддерживать таким образом высокотехнологичное производство и ориентированные на него научные специальности», – полагает Наталья Яковлева. – Систему управления образованием нужно ориентировать на планирование, а не контроль, и создавать кластеры «производство-наука-образование».

«Сегодня необходимо найти действенные механизмы реализации решений, которые принимаются по результатам выступлений, семинаров, круглых столов», – подвел итог выступлениям сопредседатель КРОН, старший научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН, руководитель Российского координационного комитета профсоюзных организаций и общественных объединений отраслевой, вузовской, академической, оборонной науки и государственных научных центров Анатолий Миронов. Он призвал участников конференции активно работать со СМИ, чтобы объединить усилия для продвижения озвученных идей.

Соорганизаторы:
Конгресс работников образования, науки, культуры и техники (КРОН); Общественное движение «Образование — для всех»

О теме:
Основой современной экономики является человеческий потенциал, превращающийся в человеческий капитал. Фактором этого развития человеческого потенциала и превращения является образование, наука и культура. Россия находится на 65 месте по развитию человеческого потенциала в мире.
В России развитие образования, науки и культуры идёт по пути не модернизации, а деградации.
Каким видится сегодня профессиональному сообществу образование будущего?
Каковы пути возрождения в России образования, науки и культуры?
На эти и многие другие вопросы ответят известные учёные, учителя, представители органов государственной власти, профсоюзных организаций, родительской общественности и др.

Участники:
Дроздов Б., Миронов А., Ятнер Ф., Московский А.И., В. Боглаев, Е. Климова, А. Сурбенко, В. Ефимов, Н. Лактионова, О. Федоркина, Ю. Бондаренко, А. Макеев, Л. Вэй, Н. глагольева, А. Войтов, А. Мирошин, И. Шендрик, А. Лебедев, Е. Любавина, Ю. Баширова.

Модераторы:

Наталья Яковлева , к.э.н., доцент, проректор по науке МФЮА


Стенограмма

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Владимир Боглаев
генеральный директор ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», член генерального Совета Партии дела
«Падение образования в стране, уровня науки в целом приведет к безусловному уменьшению нашего влияния на раздел богатства в мире»
Наталья Яковлева
к.э.н., доцент, в.н.с. Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте
«Если посмотреть на образование и экономику, то образование должно максимально всеми своими щупальцами войти в экономику, а в России получилось наоборот, у нас экономика всеми щупальцами вошла в систему образования»
Борис Дроздов
д.т.н, НИИ информационных технологий города Москвы
«В России можно ввести такой опыт, когда специалист с инженерным образованием после 5-7 лет работы проходит определенную аттестацию и получает диплом квалифицированного или сертифицированного инженера»
Наталья Лактионова 
старший научный сотрудник Института экономики РАН 
«Болонская система конвертации дипломов нам не дает, конечно, мы в нее вляпались, нужно отсюда выходить»
Анатолий Миронов
председатель Профобъединения «РКК-Наука», сопредседатель Конгресса работников образования, науки, культуры и техникистарший научный сотрудник Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук
«В настоящее время в России условия научного воспитания и обучения не выполняются, поэтому молодое поколение недостаточно обучается современным знаниям науки и ее языку»