Стариков Иван Валентинович
Профессор РАНХиГС
О перспективах

20.03.2013. Пленарная дискуссионная панель II «Будущее России: новая индустриализация или сырьевая модель?»

Куда идти России, если она заблудилась? Давайте посмотрим.

Есть несколько стран с большой территорией. Например, Канада или Австралия. Но только Россия уникально расположилась между Восточной Азией и Европой своими тринадцатью или семнадцатью миллионами квадратных километров и девятью часовыми поясами.

Сегодня в Восточной Азии, начиная с середины прошлого века (послевоенное восстановление Японии, потом Юго-Восточная Азия, потом приход Ден Сяопина в Китае), сформировалась мировая сборочная фабрика. А с этой стороны — 800 миллионов достаточно обеспеченных потребителей.

В прошлом году по маршруту Юго-Восточная Азия — Европа проследовало порядка 40 миллионов контейнеров, из них 50 тысяч по Транссибу — остальное морем — мимо России.

Сектор морских перевозок за эти 30–40 лет претерпел кардинальные изменения. Посмотрите, средняя вместимость судна-контейнеровоза лет 30–40 назад — не более 1 тысячи контейнеров. Сейчас порядка 50-ти судов строится: 12–15–17 тысяч.

Самый короткий пут — Суэцкий канал, но там возможности уже исчерпаны. Но это 40–45 дней. Значительная часть пошла вокруг Африки — это 75–80 дней.

Но ведь фактор времени становится ключевым в XXI веке. Если какой-либо электронный гаджет где-нибудь в Сингапуре и в Гонконге сделан, если он через три месяца приплывет — за это время появляется новый. Поэтому единственный монопольный, но крайне плохо используемый ресурс России — это ее территория.

На карте представлен «позвоночник мира». Мы сделали этот проект. Два варианта. Либо мы договариваемся с Северной Кореей от Кусана до Роттердама: 12 тысяч километров нового, если хотите, Транссиба или Евразийской дороги.

Что это означает. Там точки такие, черные пятна — это мегарегионы, где будет происходить формирование новых городов, новая индустриализация, урбанизация страны.

У нас по отчету до 2017-го года 25 миллионов квадратных метров жилья будет введено на территории Московской агломерации. Сюда еще как минимум полтора миллиона человек прибудет. Нужно создавать условия, центры для притяжения товаров, капиталов, услуг в других регионах России.

Нам необходимо вот эту рассыпающуюся бочку России стянуть стальным обручем.

Строительство новой магистрали. Что это означает. Это шесть миллионов новых рабочих мест. Это новые технологии. Если хотите, это новые Ялтинские соглашения.

Ведь мы проиграли «холодную войну», и четверть века русская цивилизация живет в комплексе национального поражения, углубляющейся депрессии.

Мы должны предложить и стране, и миру сплачивающий проект, который бы не говорил в военной риторике.

Гонка вооружений похоронила Советский Союз, поставила точку в истории России. Нужен абсолютно новый проект.

Наконец, в 2008-м году Пол Кругман получил Нобелевскую премию (в том самом кризисном году) за свою работу «Пространственная экономика». Я беру его к себе в союзники. Потому что ровным счетом основные положения этой теории исходят из того, чтобы быстро изменить сырьевую модель на другую — в данном случае отчасти и транзитную.

Вот Клепач А.Н. говорил про экспорт зерна. У нас вот отсюда (Новосибирская область, Алтайский край, Казахстан, Южный Урал) — потенциал там, на востоке, 50 миллионов тонн. Но для этого нужно решить вопрос перевозки зерна на 4,5–5 тысяч километров.

Прецедентов ведь нет в мире. Новые вагоны-хоппры потребуют 120-ти кубовые укрепления мостовых переходов по всему Транссибу, а она исчерпана.

Владимир Иванович в сентябре прошлого года в Улан-Удэ сказал, что «все, 120 миллионов тонн — Транссиб больше не может перевезти».

Поэтому у нас нет другой альтернативы.

Дмитрий Анатольевич Медведев говорил четыре «И»: Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации. Послушайте, все четыре «И» здесь есть. Без кардинального улучшения институтов, какой сумасшедший на вашу территорию отдаст грузы при таком суде, при такой таможне, при такой полиции. Поэтому такой проект потребует кардинального улучшения институтов.

Наконец, последнее. С точки зрения рафинированных экономистов скопидомского подхода, строительство Транссиба было абсолютно неоправданным. Там вообще жила небольшая часть населения. Но ее строили. В это время прошла первая революция, мы проиграли Японскую войну. Но это не повергло русскую нацию и русский народ в стояние депрессии. По 300 — 400 километров кайлом, лопатой — и сложнейшие инженерные задачи решали. Мы, тем не менее, построили.

Сейчас запущен обратный отсчет. «Столько дней осталось до Олимпиады», «Столько до Универсиады», «Столько — до мундиаля» (футбольного чемпионата).

Я предлагаю сегодня здесь, в этом зале, обращаясь к вам, запустить обратный отсчет, потому что осталось, на самом деле, 942 дня до 18-го октября 2016-го года, когда было открыто сквозное движение по Транссибу сто лет назад — и в 2016-м году объявить, что такой национальный проект Россия начинает реализовывать. Этот проект готов. Мы пытались его представить на саммит АТЭС остров Русский. К сожалению, не включили в повестку дня стоимость. Там два варианта — от Кусана до Роттердама. Если не договариваемся с Северной Кореей, то от Посьета (это около Владивостока). 220–250 миллиардов долларов, 9 тысяч километров. Вполне подъемные деньги, если создавать международный консорциум. Мы в Сочи уже 50 миллиардов закопали, на всякий случай. Это чтобы с первой темой закончить.

Читайте также:

Стариков И.В.
О кризисе

Стариков И.В.
О ВТО