Панг Сан Йонг
Коммунистическая партия Китая, Центральный комитет, международный отдел. Вице-президент Центра международной кооперации
О китайской государственной политике

20.03.2013. Пленарная дискуссионная панель II «Будущее России: новая индустриализация или сырьевая модель?»

Я буду говорить о регулировании и изменениях в правительстве Китая, о его отношениях с компаниями. В последние 30  коалиция китайских реформаторов была достаточно активна и стремилась откорректировать отношения правительства и компаний. Однако этот процесс проходит неравномерно; присутствуют неизбежные трудности и проблемы. Прежде всего необходимо перевести экономику на товарные рельсы, пробудить рыночную экономику. Затем законодательная система страны и рыночные механизмы потребуют от государства поддержки рынка и его структур. Возникает вопрос: где же фактор производства?

Вторая проблема — остаточное влияние плановой экономики, долгое время являвшейся единственной экономической моделью в Китае. Вследствие данного мышления регулирование функций государства было ограничено, а для экономики и предприятий не оставалось возможностей независимости и инноваций. Наконец, потребности социалистической рыночной экономики заставили Китай действительно пойти по пути развития, в частности, развития государственного сектора экономики. Одновременно Китаю приходится соблюдать законы рыночной экономики, чтобы обеспечить справедливость и здоровую среду для предприятий страны. В этом отношении имеются достаточные успехи, позволяющие экспериментировать, и терпение, чтобы сделать выводы. Для Китая данная мотивация существует вот уже более 30 .

Что касается перестройки отношений правительства и компаний в Китае. Прежде всего мы перестраиваем функции государства таким образом, чтобы они лучше соответствовали потребностям развития рынка, рыночной экономики и предприятий. В результате произойдут глубинные изменения отношений правительства и компаний, будут перестроены функции правительства, будет оптимизировано управление, и предприятия получат больше полномочий. Происходит своего рода постоянная реакция. Поскольку правительство всегда занимало господствующее положение, в Китае уверены, что реформы и все принимаемые меры — единственный путь развития, и реформы в стране — её главное достижение. С 1982 г. в Китае был проведено семь масштабных реформ государственных институтов. При этом количество учреждений сократилось. До 1982 г. их насчитывалось 100, а в настоящее время — 25.

Фактически, я поднимаю вопрос о том, чего должно и чего не должно делать правительство. Следует изучить пути правильного регулирования отношений государства, рынка и общества. Наряду с этим государство отходит от управления предприятиями, и мы стараемся построить новые отношения правительства и компаний таким образом, чтобы и правительство, и государственные компании заняли оптимальное положение в экономике страны. Реформа государственных компаний — основа перестройки отношений правительства и компаний. Как показала данная реформа, государственные компании фактически являются надстройкой, продолжением правительства. В них распоряжается правительство, оно управляет производством, работой предприятий, даже персоналом. В 1994 г. Китай поставил перед собой цель реформировать государственные предприятия и построить современную систему коопераций. За три года с 1998 г. удалось реформировать малые и средние государственные предприятия. При этом ряд испытывавших трудности государственных предприятий закрылись или обанкротились.

В 2010 г. происходит сокращение полномочий правительства. В 2003 г. был основан государственный Комитет по надзору за активами и управлению ими при Государственном совете. Таким образом, правительственный институт перестал быть общественным управляющим и инвестором государственных активов. Параллельно с отделением функций правительства от управления предприятиями, государственные компании становятся основными конкурентами на рынке. Значительно улучшилась их работа, повысилась независимость, профессиональный уровень, эффективность. Ряд крупных государственных компаний получил мировое признание. Среди них сначала было 14, затем 64 компании, и в 2012 г — 500. Справедливо утверждать, что государственные предприятия Китая — это удачное сочетание государственного владения и рыночной экономики. В то же время главенствующее положение государственных компаний в экономике страны, их ведущая роль становится всё более значительной. Более того, благодаря поддержке и поощрению государства, его указаниям по развитию частных предприятий, укрепляется и повышается мотивация и внутренняя жизнеспособность экономического развития.

Китай активно поддерживает развитие новой политики, предусматривающей компании с иностранным участием, а также другие формы частной экономики, способствует росту городского и сельского хозяйства, что увеличивает физический сектор.

В декабре 1992 г. в Китае была предложена новая политика, согласно которой частные и иностранные компании играли второстепенную роль по отношению к государственной экономике. В сентябре 1997 г. Китай признал, что частная экономика является важным компонентом социалистической рыночной экономики страны, и правительству следует продолжать поддерживать частные компании и направлять их по пути успешного развития. Положение об этом в чёткой форме включено в поправку к Конституции от марта 1993 г., в которой пересмотрены задачи государственной поддержки, правовые аспекты, а также развитие совместных и частных предприятий.

В 2005 г. и 2010 г. государственный совет принял ряд директив, стимулирующих, поддерживающих и направляющих развитие частного сектора экономики и других форм негосударственной экономики. Среди них, в том числе, предусмотрены меры по повышению рыночных активов негосударственного сектора, привлечению независимых и частных инвестиций. Также в Китае расширили материальную и финансовую поддержку и сформулировали большую часть официальной политики относительно частных компаний и создания совершенно новых предприятий.

Читайте также:

Панг С.Й.
О конкурентоспособности