3-4 апреля 2018
Российская Академия Наук
Стариков Иван
Варианты выхода из кризиса по-азиатски
Варианты выхода из кризиса по-азиатски

23 марта состоялась предтеча Московского экономического форума 2015, в конце Оксана Генриховна ушла, в легендарном ФИНЭК на канале Грибоедова состоялся конгресс Санкт-Петербургский, это альма-матер Оксаны Генриховны и молодое китайское дарование Сяоцин Динг пригласил Россию с достаточно снисходительной покровительственностью принять участие в реализации глобального инфраструктурного проекта – строительстве «Шелкового пути». Сослался еще на династию Цин, что это испокон веков принадлежало Китаю.

Почему это имеет отношение ко мне? Потому что ваш покорный слуга в 2008 году, в разгар мирового финансового кризиса, в октябре оказался в Южной Корее, с делегацией наших железнодорожников. Корейцы предложили нам тогда построить железную дорогу от Пусана до Роттердама. Мы пили, гуляли, принимали нас на высочайшем уровне, прокатили на поезде со скоростью 500 километров в час на испытательном полигоне, уехали и забыли. И я позабыл, но в декабре 2008 года Пол Кругман получает Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика». Я прочитал и понял: то, что предлагали нам корейцы, потому что единственный монопольный, но крайне плохо используемый ресурс в России, это ее территория – 17 миллионов квадратных километров.

А теперь смотрите, вот с той стороны мировая сборочная фабрика на Востоке, давайте вспомним послевоенное восстановление Японии, Южная Корея, Юго-Восточная Азия, реформы Дэн Сяопина в Китае. А вот здесь 900 миллионов достаточно обеспеченных потребителей. В прошлом году по маршруту Восточная Азия-Европа проследовало 45 миллионов контейнеров, общим весом 920 миллионов тонн, и 50 тысяч по Транссибу, со средней скоростью 10,2 километра в час. Это скорость движения груза в системе российских железных дорог, в Китае – 60, в Европе 50. Здесь сидят квалифицированные экономисты, которые прекрасно знают, что скорость движения грузов, это скорость оборачиваемости капитала.

Поэтому я не соглашусь с Булатом Искандеровичем (с большим уважением) относительно жилья. Жилье приложится, поверьте мне. Но поскольку морской транспорт преодолел кардинальную модернизацию за последние 30 лет, вы посмотрите – 30 лет назад самое большое судно было 1000 контейнеров, сейчас 12-15. Так вот, уважаемые коллеги, морской транспорт претерпел кардинальную модернизацию, а железная дорога, как была, так и осталась. Но глобальный грузопоток между Восточной Азией и Европой в среднем на 1 миллион увеличивается.

Суэцкий канал – это 40-45 дней. Что в Суэцкий канал 15-тысячники уже не ходят. И там сегодня, завтра, 365 дней в году проходит 150 судов в среднем в сутки. Часть глобального грузопотока пошла вокруг Африки, это уже 75-80 дней, с нерешенными проблемами Аденского залива, там нужно группировку держать морских международных сил. Поэтому альтернативы трансконтинентальному российскому маршруту просто нет. Потому что фактор времени становится ключевым.

Поэтому, заканчивая свое выступления я хочу сказать, Ральф Эмерсон сказал: «Мир открывает свои дороги тому, кто знает куда идти». Россия заблудилась, поэтому России нужен глобальный проект. Строительство трансконтинентальной дороги и не через Закавказье. Не так, как Казахстан, наш партнер, в обход России, с Китаем пытается делать, а свой проект. Если нас пригласил господин Сяоцин Динг в Шанхае принять участие в обсуждении проекта, то я предлагаю принять участие в обсуждении нашего российского проекта по трем моделям бюджетной эффективности.

Я посчитал, срок окупаемости 8 лет. Если строить не по сочинским расценкам – 220-250 миллиардов долларов на самом деле. Старт этому проекту дать 18 октября 2016 года в Новосибирске. Это 100-летний юбилей открытия движения по Транссибу. И он посередине находится между Пусаном и Роттердамом. Вот тот национальный проект, вокруг которого разовьется и строительство жилья. А иначе – посмотрите за последние 20 лет снимки с космоса в ночное время России, это угасающая страна. Причем поверьте мне: это не фигура речи, это реально зримое – гаснут огоньки, гаснут. И летчик-космонавт Атьков, который почти год или больше провисел в космосе (вице-президент РЖД), когда посмотрел проект, который я сделал, он говорит: «Ты прав, Иван, я тысячи раз видел из космоса, что вся жизнь в России за Уралом, расположена вдоль Транссиба – 300 километров туда, 300 километров сюда».

Поэтому последнее, на землю без народа всегда приходит народ без земли. России нужен глобальный проект, который помирил бы нас с Западом. Потому что, отвечая на вопрос, как нам выти из кризиса – нам нужно прекратить дурить, заниматься изоляцией и самоизоляцией, и подружиться с Западом и с Востоком, и оправдать тот герб, который начерчен на наших государственных символах. Спасибо.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: