Стариков Иван
Варианты выхода из кризиса по-азиатски
Варианты выхода из кризиса по-азиатски

23 марта состоялась предтеча Московского экономического форума 2015, в конце Оксана Генриховна ушла, в легендарном ФИНЭК на канале Грибоедова состоялся конгресс Санкт-Петербургский, это альма-матер Оксаны Генриховны и молодое китайское дарование Сяоцин Динг пригласил Россию с достаточно снисходительной покровительственностью принять участие в реализации глобального инфраструктурного проекта – строительстве «Шелкового пути». Сослался еще на династию Цин, что это испокон веков принадлежало Китаю.

Почему это имеет отношение ко мне? Потому что ваш покорный слуга в 2008 году, в разгар мирового финансового кризиса, в октябре оказался в Южной Корее, с делегацией наших железнодорожников. Корейцы предложили нам тогда построить железную дорогу от Пусана до Роттердама. Мы пили, гуляли, принимали нас на высочайшем уровне, прокатили на поезде со скоростью 500 километров в час на испытательном полигоне, уехали и забыли. И я позабыл, но в декабре 2008 года Пол Кругман получает Нобелевскую премию за работу «Пространственная экономика». Я прочитал и понял: то, что предлагали нам корейцы, потому что единственный монопольный, но крайне плохо используемый ресурс в России, это ее территория – 17 миллионов квадратных километров.

А теперь смотрите, вот с той стороны мировая сборочная фабрика на Востоке, давайте вспомним послевоенное восстановление Японии, Южная Корея, Юго-Восточная Азия, реформы Дэн Сяопина в Китае. А вот здесь 900 миллионов достаточно обеспеченных потребителей. В прошлом году по маршруту Восточная Азия-Европа проследовало 45 миллионов контейнеров, общим весом 920 миллионов тонн, и 50 тысяч по Транссибу, со средней скоростью 10,2 километра в час. Это скорость движения груза в системе российских железных дорог, в Китае – 60, в Европе 50. Здесь сидят квалифицированные экономисты, которые прекрасно знают, что скорость движения грузов, это скорость оборачиваемости капитала.

Поэтому я не соглашусь с Булатом Искандеровичем (с большим уважением) относительно жилья. Жилье приложится, поверьте мне. Но поскольку морской транспорт преодолел кардинальную модернизацию за последние 30 лет, вы посмотрите – 30 лет назад самое большое судно было 1000 контейнеров, сейчас 12-15. Так вот, уважаемые коллеги, морской транспорт претерпел кардинальную модернизацию, а железная дорога, как была, так и осталась. Но глобальный грузопоток между Восточной Азией и Европой в среднем на 1 миллион увеличивается.

Суэцкий канал – это 40-45 дней. Что в Суэцкий канал 15-тысячники уже не ходят. И там сегодня, завтра, 365 дней в году проходит 150 судов в среднем в сутки. Часть глобального грузопотока пошла вокруг Африки, это уже 75-80 дней, с нерешенными проблемами Аденского залива, там нужно группировку держать морских международных сил. Поэтому альтернативы трансконтинентальному российскому маршруту просто нет. Потому что фактор времени становится ключевым.

Поэтому, заканчивая свое выступления я хочу сказать, Ральф Эмерсон сказал: «Мир открывает свои дороги тому, кто знает куда идти». Россия заблудилась, поэтому России нужен глобальный проект. Строительство трансконтинентальной дороги и не через Закавказье. Не так, как Казахстан, наш партнер, в обход России, с Китаем пытается делать, а свой проект. Если нас пригласил господин Сяоцин Динг в Шанхае принять участие в обсуждении проекта, то я предлагаю принять участие в обсуждении нашего российского проекта по трем моделям бюджетной эффективности.

Я посчитал, срок окупаемости 8 лет. Если строить не по сочинским расценкам – 220-250 миллиардов долларов на самом деле. Старт этому проекту дать 18 октября 2016 года в Новосибирске. Это 100-летний юбилей открытия движения по Транссибу. И он посередине находится между Пусаном и Роттердамом. Вот тот национальный проект, вокруг которого разовьется и строительство жилья. А иначе – посмотрите за последние 20 лет снимки с космоса в ночное время России, это угасающая страна. Причем поверьте мне: это не фигура речи, это реально зримое – гаснут огоньки, гаснут. И летчик-космонавт Атьков, который почти год или больше провисел в космосе (вице-президент РЖД), когда посмотрел проект, который я сделал, он говорит: «Ты прав, Иван, я тысячи раз видел из космоса, что вся жизнь в России за Уралом, расположена вдоль Транссиба – 300 километров туда, 300 километров сюда».

Поэтому последнее, на землю без народа всегда приходит народ без земли. России нужен глобальный проект, который помирил бы нас с Западом. Потому что, отвечая на вопрос, как нам выти из кризиса – нам нужно прекратить дурить, заниматься изоляцией и самоизоляцией, и подружиться с Западом и с Востоком, и оправдать тот герб, который начерчен на наших государственных символах. Спасибо.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ:

Читайте также:

Юрий Болдырев
Снижение цен на нефть – это не кризис, это всего лишь уменьшение доходов сырьевиков и бюджета
16.02.2015

Ирина Караваева
Нам невозможно обойтись без реформирования налога на доходы физических лиц
26.03.2015

Владислав Жуковский
Россию уже четверть века терроризирует батальон «Гайдар»
16.02.2015

Сергей Марков
Революция или Эволюция?
23.03.2016

Георгий Клейнер
Принципы системной устойчивости экономики в период кризиса
26.03.2015

Владислав Жуковский
Нам нужно снять с себя титул сырьевой колонии
26.03.2015

Дмитрий Курочкин
Финансовая поддержка государства должна направляться на расширение объемов кредитования по определённым приоритетам в экономике
16.02.2015

Владимир Федоткин
В году 2014 долг регионов возрос на 20%
26.03.2015

Василий Ткачев
Если бы существующие законы начали работать эффективно, мы бы уже половину проблем решили
26.03.2015