3-4 апреля 2018
Российская академия наук.
Гартунг Валерий
Причины кризиса Правительством так и не были изучены и признаны
Причины кризиса Правительством так и не были изучены и признаны

Добрый день, уважаемые участники форума. Я исключительно по теме, заявленной сегодня. По вопросам, которые сегодня были поставлены. Усвоили ли мы уроки кризиса 2008-2009 года? И почему большинство отраслей реального сектора экономики так и не справились с его последствиями?

Во-первых, ответ на этот вопрос многие сегодня дали, что не усвоили мы уроки кризиса. Почему? Потому что причины кризиса Правительством так и не были изучены и признаны, и те ошибки, которые они совершили в прошлый раз, они совершают и сейчас. И, на мой взгляд, наша задача – выработать те меры, которые в противовес действиям Правительства могли бы исправить ситуацию.

Теперь последовательно скажу о том, какие у меня есть предложения, потому что следующий вопрос сегодняшней повестки – как мы предлагаем выходить из этой ситуации.

Прежде всего, если в двух словах, я хочу сказать, что основная проблема российского производства и промышленности – это ускоренный рост издержек по сравнению с ростом издержек в мире у основных конкурентов по ВТО. Если взять январь 2009 года и январь 2014 года перед началом девальвации, то издержки российских производителей выросли на 60%. Просто даже посчитать уровень инфляции за эти пять лет, вы сложите, в 60%. То есть мы на 60% стали менее конкурентоспособны, чем в кризис 2009 года.

Дальше эта ситуация немножко снивелировалась тем, что рубль обрушился практически вдвое, и мы получили некий девальвационный эффект, который бы мы могли использовать, как использовали это в 1998 году, и весьма успешно, потому что в 1998 году эффект девальвации для промышленности использовался на полную катушку, и промышленность росла примерно лет 10. Тут добавился еще рост цен на нефть.

Что же сейчас нужно делать? Прежде всего, нужно остановить рост издержек и зафиксировать тот девальвационный эффект для промышленности, который имеется. Для этого нужно либо ввести таможенные пошлины, либо отменить возврат НДС для сырьевиков при экспорте сырья. Дифференцированный возврат НДС применял Китай, он за последние 30 лет вы знаете что сделал, структуру экспорта резко изменил, и этот инструмент он очень успешно использовал. Чем ниже передел экспортной продукции, тем больше ты платишь НДС. Чем выше технологичность продукции, тем меньше НДС ты платишь, мало того, еще государство тебе доплачивает потом. То есть не таможенная пошлина, а пошлина на оборот даже, субсидирование экспорта.

Второе. Конечно же, нужно снижать НДС и вводить инвестиционные льготы, потому что при падающей экономике, падающей промышленности это очевидно. НДС – это, прежде всего, налог на добавленную стоимость. Чем больше высокотехнологичную продукцию, чем больше добавленной стоимости ты производишь, тем больше налоговая нагрузка. У сырьевиков, как мы знаем, этого нет, мало того, при экспорте сырья мы им все возмещаем. Если вы посмотрите, сколько НДС собирается с экономики и сколько возвращается сырьевикам, то увидите, что сырьевики фактически весь собранный НДС собирают обратно при вывозе сырья. Вот что происходит. То есть через НДС, нынешнюю систему, обрабатывающие отрасли субсидируют сырьевиков. Но это неправильно. Что мы хотим? При такой работающей системе мы только и будем на нефти сидеть. А мы ведь как раз говорим об обратном.

Третий пункт. Конечно же, как вытекает из предыдущего, нужен налоговый маневр, причем обратный налоговый маневр. Я не говорю о налоговом маневре в нефтяном секторе. Оксана Генриховна абсолютно справедливо сказала, что нужно его отменять в обратную сторону. Я говорю об налоговом маневре снижения налоговой нагрузки на обрабатывающее производство, и перенос ее на сырьевой сектор.

Четвертое – субсидирование процентных ставок по кредитам, и отменить выдачу 1,5 трлн. банкам. Куда это годно? Они никак в реальный сектор не пойдут, они повторно наживутся. Мало того, еще запретить банкам в одностороннем порядке поднимать процентные ставки по ранее заключенным контрактам по кредитам. Они ведь бесчинствуют сейчас, они сейчас под 30% выдают, а под старые с 8% до 15% поднимают. Это ограбление, да еще им деньги бюджет дает. Ну, что это такое?!

Пятое. Навести порядок на валютной бирже, и это можно сделать, никакого тут секрета нет. Все основные игроки на валютной бирже – это либо компании с госучастием, либо госбанки. Если посмотреть, как функционирует валютная биржа, то выявить это все можно. Если для этого нужно спецслужбы привлекать – наверное, надо привлекать.

Следующее. Нужно отменить право закупки у единственного поставщика, и ввести обратно антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных актов. У нас основные потери идут через коррупционные потоки, которые осуществляются при госзакупках, и при финансировании из проектов госкомпаний.

Дальше. Вернуться к распределению доходов между субъектами федерации и федеральным центром 50 на 50, тот самый бюджетный кодекс, который мы принимали много лет назад, вернуться к этому, потому что сейчас демотивированы субъекты федерации по наращиванию доходов.

И последнее. Перестать кошмарить бизнес, и ограничить возможности силовиков по наезду на бизнес. Спасибо.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: