Главная ошибка, по моему видению, это слабая популяризация той работы, реформ, которые проводились в Украине до 2014 года. Я имею в виду земельную реформу, пенсионную реформу, реформу финансового рынка, банковского рынка и пакет антиолигархических законов, которые были приняты в течение 2014 года. Вся эта работа была плохо представлена людям, народу Украины. Мы мало высказывались на эту тему и мало получали критики или одобрения. В связи с этим мы не смогли объяснить людям Украины, что принесут реформы, которые мы производили. Это первая ошибка.
Вторая ошибка. Мы в достаточной мере не объяснили наше стремление в Европу, для чего же Украине было необходимо подписывать соглашение о евроинтеграции. И самое главное, не объяснили, почему было принято решение, момент в Вильнюсе был, когда это соглашение не было подписано.
Я хочу объяснить сейчас, может, еще не поздно, и в Украине люди могут услышать, в России и в Европе. На самом деле, Украине хотелось в Европу потому, что виделись новые рынки сбыта, виделись новые технологии, инвестиции, чтобы развивать самодостаточную, абсолютно полноценную страну, такую как Украина. В результате длительных переговоров, составления основного документа соглашения, возникали такие вопросы, как последствия подписания этого соглашения с точки зрения исторических рынков торговли Украины, имели в виду страны СНГ и в частности России.
Постоянно этот вопрос пересматривался, переносился, и в результате в Вильнюсе на момент подписания этого соглашения (я был непосредственно членом группы, которая готовила подписание, был в Вильнюсе в этот день), так и не удалось обсудить вопрос в трехстороннем формате Украина – Европа – Россия.
Какие же перспективы и риски появляются у Украины в краткосрочной перспективе? В долгосрочной – понятно, приход инвестиций, новых технологий позволит развивать внутренний рынок, страна становится не сырьевой экономикой, а экономикой, где появляется добавочная стоимость. К сожалению, краткосрочные перспективы мы понимали, краткосрочные понимали только риски. В результате того, что не договорились и за стол так и не сели Европа, Украина и Россия, и не смогли проговорить этот аспект, соглашение не было подписано.
Опять же, отсутствие популяризации, пропаганды того, почему это не произошло, повлекло вопросы, которые выразились прежде всего студенчеством на Майдане, и после этого уже пошел процесс практически необратимый, которым воспользовались радикально настроенная часть населения, и получилось то, что получилось.
Прежде всего, я считаю, что плохая популяризация, плохое разъяснение дало выход этой негативной энергии.
Что такое Украина? Это абсолютно самодостаточная страна. Её выгодное территориально-географическое расположение, огромный аграрный потенциал, огромные запасы дают возможность полагать, что Украине не нужно выбирать между кем-то и кем-то. Украина самодостаточна. Она имела и имеет рынки сбыта своей продукции, она ориентирована на импорт продукции со стороны своих торговых партнеров. Чего не стоило делать сегодняшней власти, на мой взгляд, так это делать резкие шаги и разрывать отношения с такими партнерами как страны СНГ.
Немного статистики приведу. В результате отказа от традиционных рынков Украина потеряла за год порядка 7 млрд долларов. Это там, где дефицит инвестиций, дефицит валюты, которая заходит в страну, сегодня так по-царски распорядились, не подумав, к чему это приведет. На мой взгляд, эта цена неправильного политического решения сегодня ляжет на плечи народа, на плечи населения Украины. В результате история оценит этот шаг, и я думаю, что эта оценка будет крайне негативна.
Что необходимо делать, на мой взгляд, сегодня? Прежде всего необходимо делать реформы. Не говорить о реформах, а делать реформы. Сегодня спасение Украины в основном с нынешней властью видится в двух вещах. Первое – получение кредита МВФ, о чем сегодня было рассказано, и цифры были приведены. И проведение реформ под этот кредит. Я непосредственно занимался получением кредита МВФ в прошлые годы, я прекрасно понимаю требования МВФ, какие требования были поставлены перед нами в 2013 году, какие были требования поставлены сейчас, они не все полезны не в силу того, что вредны как таковые, а потому что нужно знать особенности страны. Когда рекомендации МВФ исполняются, нужно понимать, какие же будут последствия. В стране по сути до последнего времени ходят две валюты. Долларизация экономики 50 %. Ну никак нельзя применять меры, которые работали в таких странах как Греция или других странах. Нужно хорошо понимать, к чему приведет эта реформа, которая непосредственно делается под получение кредита МВФ.
Та же пенсионная программа. То же подорожание энергоносителей. Сегодня на 300 % подорожал газ внутри страны. Сегодня на 90 % подорожало тепло. Неужели эта цена необходима, заплатить её, чтобы получить сумму кредита? Что такое кредиты МВФ? Это кредит, который дает возможность улучшить ликвидность, перекрыть дефицит бюджета, а никак не решить вопросы. На самом деле, решение вопросов – это поиск дополнительных доходов в бюджет Украины, а неполучение кредита. Это же полпути на самом деле.
В данной ситуации хотелось бы сегодня, чтобы реально реализовывались реформы, которые необходимы стране, а не только те, которые нужны для получения кредитов внешних организаций. Спасибо.
Читайте также:
Владимир Федоткин
В году 2014 долг регионов возрос на 20%
26.03.2015
Иван Стариков
Варианты выхода из кризиса по-азиатски
26.03.2015
Юрий Болдырев
Снижение цен на нефть – это не кризис, это всего лишь уменьшение доходов сырьевиков и бюджета
16.02.2015
Джульетто Кьеза
Ошибки мышления
23.03.2016
Константин Бабкин
В России нужно развивать именно производство
16.02.2015
Владимир Левченко
Чтобы понять, какие антикризисные меры, нам нужно понять, где мы есть
16.02.2015
Оксана Дмитриева
Рукотворный кризис
30.03.2017
Василий Ткачев
Если бы существующие законы начали работать эффективно, мы бы уже половину проблем решили
26.03.2015
Сергей Губанов
Системный кризис и комплексные меры