30-31 марта 2017
«Шуваловский корпус» МГУ. Тема: «Поворот мировой истории. Новая стратегия России»
Болдырев Юрий Юрьевич
Механизмы сотрудничества в борьбе за выживание
Болдырев Юрий  Юрьевич

Прежде, чем ответить на ваш вопрос, должен сказать, что мы, жестко критикуя многие аспекты этой интеграции и политику своей страны, должны не выбрасывать с водой ребенка, и воздавать должное тем, кто это строил и строит. Они сейчас перед нами выступали.

Эти люди в некотором смысле герои, они это пробивали, некоторые в этой части уже не настолько удел, насколько хотелось бы. Мне кажется, мы должны воздавать должное их вкладу, и прошу их просто поблагодарить.

У нас сейчас конфронтация с Западом, и я бы хотел поспорить с представителем Польши. Уважаемый Гжегож сказал, что это не будет работать, т.к. коррупция, госкапитализм и т.д. Будет работать! Другое дело, что не в наших интересах, но работать будет и работает, к сожалению. Лозунг «Коррупционеры всех стран, соединяйтесь», к сожалению, работает. Наша с вами задача – сделать так, чтобы не допустить превращения нашей интеграции в такую пародию. В этом смысле я бы привел в развитие того, о чем говорил Сергей Юрьевич, такой образ. Он говорил, что 2/3 или ¾ интеграции – не просто. Таможенный союз, границы и т.д., а стратегия развития. Это мне напоминает ситуацию, когда люди работали, старались, выясняли расписание, купили билеты, а мы дальше билеты взяли и выбросили, никуда не летим. Такой ситуации быть не должно. Для чего нам нужна эта интеграция? Ценность, не ценность или проекты? Совместные проекты мы можем создавать с Новой Зеландией, и с Польшей, это не будет иметь никакого отношения к нашей интеграции. Интеграция- это другое. На первом заседании коллега Бузгалин говорил о том, что он не работает этот тезис Александра III, что у России нет других союзников кроме армии и флота. Я не ненавижу этот тезис, он о том, что мы должны быть ответственными, и не должны переваливать свою ответственность на кого-то другого, что мы должны быть сами, но, в то же время всякий, кто хочет выжить в современном мире, должен сплачиваться, находить союзников, не по разовым проектам, а долгосрочных союзников, и вкладываться в эту долгосрочную дружбу, здесь никуда не деться, а она может быть построена только на основе каких-то ценностей. Каких ценностей?

Мы говорим, что у нас альтернативная ценность. Оксана Генриховна в первой части говорила о засилье финансового капитала, деривативах и т.д. У нас с вами альтернативные Западу ценности? У нас, наверное, с этим лучше, чем у них? Как вы думаете? Я вам приведу цифру, которую привел абсолютно лояльный власти человек, ректор Финансового университета при Правительстве 1,5 месяца назад на заседании Вольного экономического общества. Цифры звучат так. «Концентрация финансового капитала в банковской сфере по разным странам». В Китае, в Бразилии, в США очень много, действительно засилье, о котором говорила применительно к общей модели Оксана Генриховна, до 60%. А как вы думаете, сколько у нас? Мы же альтернатива. Так вот цифра была приведена 85-90%. Так мы альтернатива в какую сторону?

Создать единое пространство для торговли деривативами много ума не надо. Нам же нужно другое. И здесь мы возвращаемся к более глубокой интеграции, к будущему финансовому союзу и так далее.

Как вы думаете, где легче отрегулировать финансовую систему: в союзе наших государств, или хотя бы для начала только у себя? Где легче?

Шакиров Раф: Да нигде не легче.

Юрий Болдырев: Наверное, в своем государстве все-таки должно быть легче.

Шакиров Раф: Теоретически.

Юрий Болдырев: А кто это должен делать практически? Нам тут же псевдопатриот скажет: «Национализируем Центробанк. Молодцы, в Думу придем, думцы гневно осуждают Центробанк, требуют и т.д... А если бы я сейчас выступал перед Думой, я бы сказал: «Ребята, а вы Конституцию читали? У нас кто осуществляет денежную эмиссию? Центральный Банк. А кто должен отвечать за то, как она осуществляется? Кто должен регулировать денежную эмиссию? Кто-нибудь помнит, что об этом в Конституции? А в Конституции кроме 75-й статьи о полномочиях Центробанка есть еще 71-я статья – «Предметы ведения РФ». Так вот денежная эмиссия отнесена к предметам ведения РФ. Это значит, законодатель должен не осуждать гневно ЦБ, а принимать законы не о функциях, а о целеполагании перед ЦБ, о критериях оценки деятельности, и создавать механизмы наказуемости руководителей ЦБ.

Распространяем все это на будущую глубокую интеграцию в рамках ЕврАзЭС. А как там собираются строить? Если у нас у самих конь не валялся в вопросах надлежащего регулирования в интересах развития нашей собственной финансовой системы, то как мы можем создать более общую интегральную финансовую систему, если даже подходов к этому никто не формулирует на уровне власти? Не здесь, на этом собрании.

Дальше следующий вопрос, касающийся институциональных аспектов этой евроинтеграции.

Кстати, вы спросили про ценности. О ценностях можно говорить очень многое. Я апеллирую к Веллеру, который здесь выступал. Мы все с вами для чего здесь? Мы же не получаем деньги за то, что присутствуем вы здесь, я здесь, дальше все вы будете выступать на комиссиях, конференциях и т.д. Мы все хотим быть приобщенными к большому делу. А какое у нас большое дело с позиции того, о чем говорил Веллер? Нам нужно спасать нашу цивилизацию, нам нужно не дать ее уничтожить – раз, и второе – нам нужно не дать ей загнить, нам нужно включить механизмы развития. Конечно, в любом обществе ведется какая-то работа над ценностями. Это не только предмет наших здесь заседаний, но, в конечном счете, мы должны понимать, что наша задача – не придумать что-нибудь обязательно противоположное тому, как живут, например, в Польше. Нет такой задачи. Польша предельно жестко национально ориентированное государство. Почему они не члены Еврозоны до сих пор? Потому что им это невыгодно. Они руководствуются не тем, что «Все в ногу, а мы должны быть не в ногу», а там, что им выгоднее иметь финансовый маневр в случае кризиса. Завтра, может, у них ситуация изменится – они передумают, но они руководствуются своими национальными интересами. Они не думают абстрактно о том, «Что бы нам придумать такое, чтобы в Польше были отдельные ценности от всех остальных», а эти ценности рождаются в процессе этой деятельности, в процессе развития. То же самое и у нас. Мы эту ценностную составляющую не должны выдумывать искусственно. Находясь в ситуации необходимости борьбы за жизнь и за развитие, первая ценность - создать механизмы сотрудничества в борьбе за выживание, и в процессе этой совместной работы ценности вырастут сами. Институты мы должны строить такие, чтобы у нас не было отдельно, что у нас есть основы Конституции (самые первые главы), а есть дальнейшая Конституция, и никто не должно противоречить этим основам. В то же время, мы вступаем в те или иные интеграционные сообщества, включая ВТО, или под вопросом, как это будет в евразийской интеграции, где даже и речь не идет об этих базовых ценностях. Получается, что мы их у себя как витриной, картинкой будем иметь, а ключевые решения будут приниматься совершенно другими людьми и на других основах. То есть эти институциональные вопросы о том, что мы должны строить и внешнее объединение в своих интересах, и на основе тех ценностей, которые правильно продекларированы в первых главах нашей Конституции – это тоже фундаментальный вопрос, который мы не должны забывать. Спасибо.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ:

Читайте также:

Карине Миносян
Армения в ЕАЭС: движение за двигающейся мишенью
26.03.2015

Константин Бабкин
О влиянии санкций на российкую и германскую экономику
26.01.2015

Сергей Серебряков
Игра в сапера
26.03.2015

Юрий Крупнов
Мина Евразийской интеграции
26.03.2015

Раф Шакиров
Кому нужны российские товара на другом конце железной дороги?
26.03.2015

Павел Губарев
Стратегия Донбаса
26.03.2015

Сергей Глазьев
Стратегия динамического наверстывания
26.03.2015

Уильям Энгдаль
Крах гегемонии
26.03.2015

Леонид Вардомский
Россия идет на Восток
26.03.2015