3-4 апреля 2018
Российская академия наук.
Курочкин Дмитрий
Финансовая поддержка государства должна направляться на расширение объемов кредитования по определённым приоритетам в экономике
Финансовая поддержка государства должна направляться на расширение объемов кредитования по определённым приоритетам в экономике

Позвольте мне остановиться очень кратко на тех направлениях, которые мы в ТПП России рассматриванием в качестве приоритетных. Я полностью разделяю мнение Юрия Юрьевича, что нужно за малым кризисом видеть и большой, и рассматривать их в комплексе, и только тогда мы найдем какие-то эффективные меры решения тех проблем, которые сегодня становятся уже чрезвычайно серьезными.

Мы считаем, что, конечно же, необходима, нужна нам сегодня новая социально-экономическая модель, упор нужно делать, безусловно, на реальный сектор. Если же говорить сегодня о тех ключевых вещах, которые нам необходимы для того чтобы справиться сначала с маленьким кризисом, хотелось буквально выделить несколько тезисов. Мы безусловно разделяем мнение экспертов о том, что нынешняя финансовая поддержка государства должна направляться на расширение объемов кредитования по определённым приоритетам в экономике, а не на увеличение резервов банков по кредитным портфелям.

Это несомненно, и об этом уже говорилось. Кроме того, с нашей точки зрения, необходимо ввести ограничения на максимальную маржу по кредитам, выдаваемым банками, и средств, выделенных ими в рамках господдержки, а также сформировать систему контроля использования выделенных по низкой ставке кредитных ресурсов.

К нам поступают многочисленные обращения, что предприятия получают уведомления от банков об увеличении ставок по заключенным кредитным договорам. С нашей точки зрения, необходимо введение моратория на изменение банками действующих условий кредитования. Речь не только о предприятиях, но и о населении. Мы знаете, что высокий уровень закредитованности населения создает большие проблемы, и, на наш взгляд, можно рассматривать законодательно закрепление ограничения штрафов по просроченной задолженности. Во всяком случае, с таким предложением уже к депутату Госдумы Алексеевой, которая является также руководителем Кузбасской торгово-промышленной палаты, уже обратился губернатор Кемеровской области Тулеев.

Второе. Есть сегодня все предпосылки для того чтобы системно заняться проблемами импортозамещения, перейти от слов к делу, и тот раздел антикризисного плана по импортозамещению из пяти пунктов, он абсолютно недостаточен. Мы считаем, что необходимо срочно определить приоритетные направления для импортозамещения, и подумать о разработке конкретного перечня продукции, импорт которой в Россию весьма существенен по объему, и которая могла бы произведена в нашей стране.

Следующе, о чем уже сегодня говорилось – необходима корректировка тарифной и налоговой политики. Мы убеждены, что в текущей ситуации можно рассмотреть вопрос о целесообразности установки моратория на рост тарифов естественных монополий как минимум в 2015 и 2016 году. Я хотел бы напомнить, что ТПП России уже провела три всероссийских конференции по проблемам ценообразования, и неоднократно ставила вопрос о разработке концепции государственной ценовой политики в нашей стране.

И, конечно, стоит вспомнить о стимулирующей функции налогов, и в качестве мер налогового стимулирования можно было бы предложить введение 50%-ной целевой инвестиционной налоговой льготы, налоговые каникулы по налогу на имущество организаций, для промышленных производств на срок до трех лет после сдачи их в эксплуатацию, ускоренная амортизация высокотехнологического оборудования, и ряд других мер.

Конечно, нельзя не сказать о поддержке малого и среднего бизнеса. Часть наших предложений все-таки нашла отражение в антикризисном плане, и, тем не менее, мы хотели бы обратить внимание на то, чтобы целесообразно задействовать максимально механизм госзакупок в целях расширения сбыта малых и средних предприятий, в частности понизить верхнюю границу размера обеспечения исполнения контракта с 30 до 15%, и использовать в государственных контрактах механизмы денежных компенсаций курсовых потерь в валютных контрактах.

И, наконец, что касается санкций, хотелось бы напомнить, что в 1989 году Большая 7-ка ввела санкции против Китая. Сейчас уже как-то об этом подзабыли. И Китай оперативно принял целый ряд серьезных контрмер. Во-первых, начал диверсификацию своих экономических связей в пользу АТР, тогда установил отношения с Советским Союзом. И самое главное – он заявил, что те компании, которые санкции не поддержат, поучат определенные преференции. И тогда нашлись: это «Motorola», «Nokia», «Siemens», и в последующем они получили серьезные преференции на рынке Китая. Но самое главное, что если в год введения санкций в 1989 году рост ВВП упал с 9,5% до 2,5%, то уже через два года в 1992 году он составил 12,8%. Это такой небольшой экскурс в историю. Спасибо большое.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: