Дата публикации: 25.11.2024
Тучи над финансовым сектором в России сгущаются. Дорогие кредиты практически никто не берёт. Возникает вопрос: откуда банки возьмут деньги, чтобы расплатиться по вкладам, проценты по которым огромные? Вероятные тревожные последствия политики ЦБ оценили Антон Любич и Павел Самиев.
Если ЦБ продолжит ужесточать денежно-кредитную политику, 2025-й станет для экономики России периодом коллапса, заверил в эфире программы "Царьград. Главное" экономический обозреватель телеканала Юрий Пронько. Он с беспокойством указал на курс доллара, уже превышающий 100 рублей: ставка Центробанка остаётся очень высокой, но национальная валюта всё равно падает.
Кроме того, манипуляции со ставкой практически никак не отражаются и на инфляции – она не снижается. Более того, ряд экспертов убеждены, что этот инструмент сегодня даёт обратный эффект, наоборот, стимулируя рост цен. Однако руководитель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе недавнего выступления в Государственной думе не согласилась с этими оценками.
По её словам, повышение ставки по-прежнему помогает в борьбе с инфляцией. При этом она не исключила, что в следующем году регулятор начнёт понемногу смягчать денежно-кредитную политику, однако это станет возможным лишь "при отсутствии шоков". Примечательно, что до этого глава ЦБ сама же заявляла об угрозе стагфляции в 2025-м.
Напряжённую ситуацию в финансовом секторе в прямом эфире "Первого русского" оценили экономист Антон Любич и генеральный директор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев.
"Повышаете стоимость кредитов – повышаются цены"
Первый из экспертов заметил, что председатель Центробанка ставит почти невыполнимое условие снижения ключевой ставки, создавая ситуацию порочного круга:
Эльвира Сахипзадовна сказала, что всё будет зависеть от того, будут шоки или нет. Но, собственно говоря, главный шок для экономики России это и есть политика Эльвиры Сахипзадовны. Этот шок уже состоялся, он уже имеет место. Выступление Набиуллиной в Госдуме отметилось одним интересным, на мой взгляд, утверждением. Она впервые сказала, что причиной инфляции в России является то, что не хватает товарной массы. И тогда у меня возникает деликатный вопрос: а как повышение процентной ставки помогает наполнить Россию товарами?
Собеседник Царьграда обратил внимание, что у части населения действительно выросли зарплаты, это поддерживает потребительский спрос:
Но либо этот спрос будет обеспечен товарным наполнением, либо он будет срезан инфляцией, которая явно будет превышать 5%, а таков официальный прогноз. На сегодняшний день ключевая ставка разгоняет инфляцию. Предприятия вынуждены повышать цены, чтобы отбивать стоимость кредитов. Никакого иного источника денег, кроме как от продажи товаров, у компаний, для того чтобы платить по кредитам, нет. Поэтому если вы повышаете стоимость кредитов, повышаются цены.
Эльвира Набиуллина. Фото: Maksim Konstantinov/Globallookpress
"Это абсолютно проинфляционная политика"
По мнению Любича, нет никакого иного выхода из этой ситуации: чтобы повышать товарное наполнение за счёт конкуренции, чтобы снижать цены, необходимо стимулировать производственные, индустриальные кредиты.
Строить предприятия, проще говоря. А это ровно то, что ЦБ запрещает коммерческим банкам делать. Это абсолютно проинфляционная политика, но при этом под лозунгом, что мы, дескать, снизим инфляцию к 2027 году,
– подчеркнул экономист.
Он добавил, что любой экономике нужна такая денежная единица, которая, с одной стороны, будет доступна, а с другой – будет обеспечивать релевантные отношения между товарной и денежной массой благодаря адекватному масштабу цен:
Если Центробанк будет зажимать денежную массу и при этом и дальше повышать процентную ставку, то рубль просто не сможет выполнять функцию денежной единицы в отечественной экономике.
Антон Любич указал, что ЦБ ставит своей главной задачей борьбу с высокой инфляцией. Но при этом своими действиями регулятор де-факто разгоняет её. Фото: Царьград
Эксперт пояснил, что пропасть между официальной инфляцией в 5%, которая запланирована на следующий год, и ставкой ЦБ 21% неприемлема для поддержания экономики в более-менее нормальном состоянии:
То есть либо маховик инфляции придётся раскручивать ещё больше, чтобы предприятия могли эту процентную ставку отбивать, либо рубль просто будет утрачивать способность быть валютой в нашей стране.
"Кого вообще кредитовать с такими ставками?"
Павел Самиев указал, что ЦБ ставит себе всё те же задачи и использует всё те же методы для их решения, несмотря на то, что их низкая эффективность уже становится аксиомой:
Одна цель – снижение инфляции примерно до 4%. И один инструмент – это ключевая ставка. Хотя уже несколько раз и сами разные представители Центрального банка говорили о том, что действительно понимают, видят: манипуляции со ставкой сейчас неэффективны с точки зрения снижения инфляционного давления. И мы все понимаем почему. Это уже много раз обсуждали. И вроде бы раз все это понимают, в том числе регулятор, можно было бы найти какие-то другие инструменты, но нет…
Кроме того, на фоне нынешней политики ЦБ всё отчётливее вырисовывается основной вызов, с котором столкнётся отечественная экономика. Эксперт пояснил, что принципиально важен фактор того, насколько долго сохраняется высокий уровень ключевой ставки:
Наверное, как краткосрочный инструмент её повышение может быть эффективным, если нужно снять какой-то инфляционный шок, негативные последствия будут умеренными. Но главная проблема 2025 года, если мы посмотрим в будущее, а это то, что даже есть в прогнозе, который ЦБ озвучил, заключается в том, что высокая ставка будет сохраняться долго. Цикл же её снижения ещё непонятно когда начнётся, а начнётся он достаточно медленными темпами. И для экономики, для реального сектора как раз проблема не столько в том, что ставка сейчас высокая, сколько в том, что она будет высокой долго.
Павел Самиев. Фото: Царьград
Также тучи сгущаются ещё и потому, что дорогие кредиты почти никто не берёт. Возникает вопрос: откуда банки возьмут деньги, чтобы расплатиться по вкладам, проценты по которым огромные?
Кто будет брать кредиты на год-два-три под ставку 30% и выше? Непонятно кто. Точнее, если кто-то и будет их брать, то это будет иметь совершенно понятные последствия и для заёмщика, и для банков. Для заёмщиков это огромный риск того, что не получится исполнять кредитные требования, а если не брать, то придётся сворачивать производство или не расширять его. Поэтому сложно сказать, кого вообще кредитовать с такими ставками. И что на этом фоне делать с огромным объёмом уже собранных депозитов, которые текут в банковский сектор стремительными темпами. Непонятно, чем это обернётся,
– заключил Самиев.
Источник публикации: Царьград
Актуальные новости
28.11.2024 Глазьев назвал виновников обвала рубля. Укрепить можно в один шаг: «Приём Геращенко»
28.11.2024 Импортная мебель может подорожать из-за пошлин
28.11.2024 Ликвидирована "Партия дела"
27.11.2024 Эксперт: дорогой доллар – новая реальность для России
27.11.2024 Геворгян: Беларусь должна стать центром славянского мира
27.11.2024 Антон Томаров о том, как мясоперерабатывающая промышленность адаптируется к новым реалиям
27.11.2024 Россиян предупредили о шторме в экономике
27.11.2024 В Госдуме назвали распространение мефедрона в России государственной проблемой
27.11.2024 Депутат Смолин назвал главные причины кадрового дефицита в России