Станислав Наумов: В Горном Алтае на первом месте находятся вопросы развития транспортной инфраструктуры
Дата публикации: 27.08.2024
На протяжении последних нескольких лет Горный Алтай переживает серьезные структурные изменения. Так, в этом году врио главы Республики назначен Андрей Турчак. Все большую роль в структуре доходов региона начинает играть туристический сектор. Развиваются крупные инфраструктурные проекты, наподобие строительства курорта Манжерок, реализуемого Сбером. При этом сохраняются многие региональные проблемы, решение которых будет сильно влиять на жизнь местного населения. Как изменится Горный Алтай через несколько лет и что в первую очередь будет преобразовано в Республике мы обсудили с депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя комитета Государственной Думы по экономической политике Станиславом Наумовым.- Станислав Александрович, назовите несколько наиболее острых проблем в Горном Алтае для развития экономики и улучшения жизни людей. Что Вы предлагаете для их решения?
Только сами жители Горного Алтая вправе говорить, что является для них самой острой проблемой на данной момент. Безусловно, в этом году Республика оказалась в центре внимания экспертов, политологов, что связано с решением Владимира Путина о назначении временно исполняющим обязанности главы Республики Андрея Турчака – в недавнем прошлом первого заместителя Председателя Совета Федерации. Это политик с большим управленческим опытом, в том числе руководства приграничным субъектом Российской Федерации – Псковской областью. Управленец с очень серьезными связями. Многие проекты решений уже обсуждены врио губернатора на уровне Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров буквально в течение двух месяцев с момента назначения. Это о многом говорит, в том числе в рассуждении, какие проблемы есть и могут быть быстро решены в регионе.
На сегодняшний день на первом месте с точки зрения долженствования находятся вопросы развития в Республике транспортной инфраструктуры, внутренние транспортные коммуникации. Безусловно, здесь поможет диалог с федеральным центром относительно интеграции региональной транспортной системы в общефедеральные проекты – Чуйский тракт, Манжерок. Это не только сфера ответственности исполнительной власти, региональной и федеральной, но и предмет внимания депутатов Госдумы, потому что делается с участием крупнейших российских госкорпораций в рамках национальных проектов. Наша общая задача, в том числе в комитете по экономической политике – в том, чтобы увязать эти программы и добиться сдвига уже в 2025 году.
- При каких условиях и когда для местного населения жизнь начнет меняться в лучшую сторону, что для этого нужно предпринять властям?
Первое – это общереспубликанское транспортное развитие, что важно для всех районов региона. Второе – энергетика. Не открою ни для кого секрет – исторически у Республики высокие издержки по электроэнергии. Многое нужно сделать, чтобы повысить энергообеспеченность, энерговооруженность Горного Алтая. Здесь необходим диалог с федеральным Министерством энергетики, с соответствующими госкорпорациями, такими как Россети. Это две ключевые инфраструктурные проблемы. Причем при их решении необходимо соблюдать важный внутренний самоограничитель – экологическую безупречность, безопасность: развитие современных инфраструктур должно быть филигранно вписано в уникальную экосистему Горного Алтая. Здесь же я упомяну вопросы, связанные с переработкой бытовых отходов – опыт нашей парламентской работы по аналогичным экологически значимыми территориям показывает, что нужно заранее создавать соответствующие механизмы утилизации деятельности человека, где должны применяться самые современные технологии. Конечно, как и во многих других регионах, в Республике изношена инфраструктура ЖКХ, особенно по социально значимым объектам – это еще один важный приоритет, здесь можно и нужно находить современные экономические механизмы, чтобы всё ускоренно модернизировать. Хорошо, что уделяется внимание вопросам здравоохранения, модернизируются медицинские объекты. Заботятся о среднем образовании – для жителей это очевидный приоритет.
- Кто главный бенефициар туристической отрасли на Алтае? Что получает с этого народ?
Конечно, в отношении туризма в выигрыше должны быть жители Республики, которые за счёт интереса не только к природе, но и к уникальной самобытной культуре Горного Алтая будут иметь как финансовые, так и общегуманитарные, общекультурные, общецивилизационные выгоды. Для этого Республике нужно интегрироваться в госпрограмму развития туризма. Мы в Госдуме многое реализовали с Министерством экономического развития, чтобы сделать внутренний туризм современной, динамично развивающейся отраслью экономики услуг. Все условия для этого на данный момент созданы. Новая управленческая ситуация в Республике позволяет те недоработки, которые, конечно же, неизбежны при любого рода федеральном регулировании, в виде обратной связи возвращать в пространство законотворчества и донастраивать исходя из видения республиканского законодательства – депутатов Горного Алтая. Не вижу в данном вопросе никакой остроты. Здесь же остаётся история с развитием аэропорта – сам как турист понимаю насколько важно, чтобы все было максимально понятно, комфортно, легко, современно. Внутренняя конкуренция между разными объектами по стране сегодня достаточно большая, поэтому надо быть на высоте, на передовой. Среди прочего мы сейчас приняли закон о туристическом сборе – это еще один источник для пополнения базы республиканского бюджета и выведения Горного Алтая из числа тех, кому недостаточно собственных средств для развития.
- Запрет свободного сбора кедровых орехов. К чему могут привести подобные заградительные меры? Как решить данный вопрос, чтобы не ущемлять права граждан в сложный экономический период?
Мы не голосовали за данный законопроект в первом чтении. Ни при каких обстоятельствах не должны быть ограничены возможности для самозанятости местного населения, которое здесь исторически проживает. Дикороссы – это ресурс, который всегда был источником самообеспечения для жителей. Хотя иногда этой историей прикрываются отдельные коммерческие структуры, которые занимаются переработкой и экспортом. Наверное, до второго чтения, а также в рамках Форума 29 августа в Горно-Алтайске, надо найти компромиссное решение. Очевидно, необходимо развивать переработку дикороссов на территории Республики для создания современной «зеленой» экономики. Также нужно использовать данную историю для развития малого и среднего предпринимательства. Вряд ли здесь имеет смысл жить индустриальными утопиями. Рядом есть индустриальные регионы, поэтому нет необходимости повышать нагрузку на природу. Нужно создать органичные экологичные производства – это та позиция, в рамках которой я буду вести экспертный диалог в Горно-Алтайске на заседании МЭФ. Приглашаю всех желающих принять в нем участие.
Другие проблемы региона также обсудят на заседании МЭФ 29 августа: https://me-forum.ru/media/events/zasedanie-moskovskogo-ekonomicheskogo-foruma-v-res/
Актуальные новости
13.09.2024 Рынок сельхозтехники переживает крутой спад, что может отразиться на всем селе
13.09.2024 Дефляция наметила тренд
13.09.2024 Экономист Колташов рассказал, почему в России растут цены на хлеб
06.09.2024 Депутат Вассерман назвал программу Трампа более выгодной для России
06.09.2024 Пенсия - больше 45 тысяч. Делягин уверен: деньги на это есть
01.09.2024 С Днём Рождения Николая Коломейцева!
28.08.2024 Изменилось место проведения заседания МЭФ в Горно-Алтайске
23.08.2024 Депутат Олег Смолин назвал способ решения проблемы дефицита учителей в России