Заместитель главреда «Российской газеты» Елена Березина: материалы о людях труда очень востребованы у аудитории

Дата публикации: 18.03.2024

Россия берет курс на реиндустриализацию. Но в наши дни важно не только начать действовать, но и заниматься пропагандой, направленной на повышение интереса к промышленности. И это задача средств массовой информации будет обсуждаться на Московском экономическом форуме, который пройдёт 2-3 апреля на площадке Цифрового делового пространства Москвы.

Об «Индустриализации 2.0» уже трубят все заголовки. Но сухие цифры в новостных заметках едва ли привлекают внимание аудиторий. Достижения промышленного производства, конечно же, интересны меньше, чем скандалы в шоу-бизнесе. И перед журналистами стоит важная задача — сделать людей труда настоящими звездами.

О том, как этого можно добиться, рассказала Елена Березина, заместитель главного редактора «Российской газеты».

В советское время органы власти и СМИ уделяли огромное внимание освещению развития общественно значимых отраслей экономики, в том числе производства. В мировой практике также много примеров того, как пресса с пиететом относится к достижениям промпроизводства. А как обстоит дело с этим в современной России? Достаточно ли СМИ уделяют внимание промпроизводству?

— Сегодня дело с освещением промышленной повестки обстоит достаточно хорошо. СМИ уделяют много внимания промышленному производству. Такой всплеск начался, наверное, после 2014 года – после первых санкций. Тогда мы стали понимать, что многое купить за рубежом уже не удастся и доступ к отдельным товарам может быть в любой момент закрыт для страны.

Один из самых ярких примеров — это наш агропромышленный комплекс. Это пищевая промышленность. Но похожие процессы наблюдались и в других отраслях.

А уже после 2022 года внимание СМИ к промышленному производству стало еще выше, в частности к оборонной промышленности и авиапрому.

В каждом СМИ регулярно выходят материалы, посвященные промышленному производству. Есть материалы как общего характера, например, об Индексе промышленного производства или развитии той или иной отрасли, так и много материалов по конкретным разработкам в разных секторах.

Конечно, производственные предприятия неоднородны и очень разнообразны. Но всё же, как вам кажется, есть ли какой-то общий портрет современного промышленного производства в российских СМИ? И как видит промпроизводство рядовой читатель?

— Рядовому читателю всегда интересно только то, что касается конкретно его. Конечно, увлекательно смотреть по телевизору репортажи, когда в кадре крутятся огромные турбины, демонстрируются какие-то необычные технические устройства, но в конечном счете людям интересно то, что дойдёт конкретно до них, то, что они будут видеть в повседневной жизни. Это новая стиральная машинка, отечественный телевизор или, например, автомобиль «Москвич». Как это выглядит, как сколько это будет стоить, когда появятся первые образцы — это то, что интересно читателю.

 

Успехи в общем и целом, какие-то цифры людей меньше волнуют. Новость о том, что финансирование госпрограммы по промышленности увеличат на 267,9 миллиарда рублей, ни о чем не говорит читателю. А вот то, что в детских садах появятся, например, отечественные посудомоечные машины, гораздо больше волнует людей, чем какие-то абстрактные вещи, о которых мы много говорим.

 

— Каковы главные тренды в освещении промпроизводства за последние два года? О чём СМИ говорят охотнее: о достижениях ВПК или о гражданском производстве?

 

 

— СМИ охотно публикуют материалы и о достижениях ВПК, и о гражданском производстве. Но если мы говорим про оборонную промышленность, многие вещи все равно засекречены, говорить про них просто нельзя.

 

Специализированные СМИ, конечно, этому уделяют большее внимание, но и в обычной прессе, в том числе в «Российской газете», также много материалов на тему ВПК, материалов с профильных форумов, в том числе с выставки «Армия». Но людей, конечно, больше волнует гражданское производство.

 

— Заинтересованность аудитории — архиважный показатель для прессы. Поэтому хотелось бы узнать, интересна ли обществу информация о развитии промышленного производства в России?

 

— Сложно сказать, но отклика, конечно, не так много, как, например, по социальным вопросам. Больше интересуют людей курсы валют, прогноз погоды, пенсии. И, может быть, только в конце десятки самых важных тематик находится промышленное производство. СМИ идут от общего к частному, а рядовые читатели идут от частного к общему.

 

Но СМИ пишут не только для физических лиц, но и для бизнеса. И со стороны компаний интерес к этой повестке есть. Очень востребована информация о развитии промышленного производства, субсидиях и возможных мерах поддержки. Интерес к новостям о развитии промышленности присутствует как у крупного бизнеса, так и у среднего и малого.

 

– Что можно сделать, чтобы повысить интерес к информации о состоянии и развитии промпроизводства в РФ? Какие способы её подачи вызывают наибольший интерес у читателей?

 

— Тут, наверное, все просто — контент должен быть интересным. Если говорить о способах подачи, которые вызывают больший интерес, то это, конечно, что-то мультиформатное. В первую очередь, это видео, динамические и интерактивные инфографики, визуальный контент.

 

Простые текстовые материалы обычно вызывают меньше интереса, но есть отдельная категория подобных материалов, которая привлекает читателей. Это материалы в формате сторителлинга о людях, которые работают на промышленном производстве.

 

Сейчас в стране большой дефицит кадров, и во многих СМИ, в том числе в «Российской газете», появляются проекты, где мы рассказываем о рабочих людях, о целых трудовых династиях, о людях труда. Такие материалы вызывают стабильно высокий интерес, у них всегда хороший трафик. В таких статьях реальные люди рассказывают, почему они выбирают работу на производстве, как они живут, доказывают примером, что можно работать на заводе и при этом получать хорошую зарплату, быть счастливым.

 

Главная цель СМИ — удержать читателя. И как показывает практика, простые человеческие истории очень востребованы.

 

— На ваш взгляд, в чём заключается значимость Московского экономического форума, что вы могли бы пожелать его организаторам и участникам?

 

— Московский экономический форум — это очень масштабное мероприятие. Не так много площадок, на которых можно найти столь экспертов разного уровня, представителей бизнеса и власти, где все они могут пообщаться и прийти к каким-то общим решениям. Крайне важно, что люди встречаются, обсуждают важные вопросы, а потом из диалога бизнеса и власти рождаются инициативы, многие из которых претворяются в жизнь.

 

Всем участникам форума хочется пожелать удачи и новых успешных проектов!