Феликс Боженов: “Государству не всегда нужно думать о сиюминутной выгоде”

Дата публикации: 27.04.2023

Один из меценатов Московского Экономического Форума – Феликс Боженов, руководитель отдела инноваций “Сапфир-ВПК”. Предприятие – лидер индустрии стекла в направлении "инноваций" и уникальный игрок на российском рынке. “Сапфир-ВПК” использует собственные технологии, которые много лет подряд разрабатывались опытным коллективом инженеров и ученых. Для создания аналогичных направлений западные бизнесмены инвестируют огромные суммы денег, однако в России подобные перспективные проекты недофинасируются. Мы пообщались с Феликсом Боженовым, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкивается их предприятие, и обсудили, что необходимо делать для развития инноваций в стране.  

Феликс Игоревич, здравствуйте! Не могли бы вы более подробно рассказать о вашей деятельности? Чем занимается предприятие “Сапфир-ВПК”?

В настоящий момент предприятие "Сапфир-ВПК" ведет работу по двум направлениям. Первое – использование альтернативных методов упрочнения стекла (путем химического упрочнения поверхности). Данное направление появилось, когда компания “Сапфир-ВПК” искала решения для лобовых (повышенной прочности) стекол поездов. Наши клиенты обращались к немногочисленным ведущим производителям оборудования химической закалки стекла, но так и не нашли  необходимое решение – тогда появилась идея создать “с нуля” свое оборудование, разработать собственный метод. По итогу в течение восьми лет данная инициатива переросла в полноценное предприятие, которое эволюционирует с каждым годом. 

Второе направление нашей деятельности – электронное затемнение стекла. Технология создавалась и отрабатывалась большой командой квалифицированных специалистов с весомым опытом работы как в промышленности, так и науке. На сегодняшний день технология ожидает реализации на первом производстве на территории РФ. Единственный фактор, останавливающий создание предприятия или производственного участка – отсутствие подходящих программ финансирования от государства и нежелание инвесторов развиваться на территории нашей Родины. Технологии “Сапфир-ВПК” пользуются большим спросом на российском рынке в узких кругах для решении сложных задач – они применяются в автомобильной и строительной отраслях, оптике, электронике и других индустриях, где нужно передать стеклу те свойства, которыми оно, по мнению обычного человека, обладать не может. Часть заказов к нам приходит со стороны военно-промышленного комплекса. Например, мы занимаемся стеклами для бронеавтомобилей. Также сотрудничали с одной из “дочек” Роскосмоса – здесь занимались решением задач, когда нужно очень глубоко опуститься под воду или высоко взлететь, при этом стекло должно выдерживать серьезные нагрузки.

Насколько локализовано производство? Вы используете российское или зарубежное оборудование?

Здесь необходимо обратиться к вопросу, что в целом понимать под инновациями. 

Фундаментально новые технологии – это технологии, основанные на новых принципах и методах, что подразумевает выработку методов для проектирования и создания производственного оборудования или адаптацию-переоснащение существующего оборудования (если оно в природе есть). Любая технология требует соответствующего инструментария. Если мы говорим об изделии, которого до сегодняшнего дня не было, следовательно, готового оборудования для его производства вы не найдете. Вот почему все оборудование мы создаем собственными силами и на свои средства – это является довольно дорогостоящим  и трудоемким процессом, в котором участвует целая цепочка профессионалов своего дела. К примеру, у нас происходит постоянная эволюция в направлении закалки стекла, так как мы часто сталкиваемся с задачами, которые приходят извне. Здесь требуется постоянная выработка новых режимов, вспомогательного инструментария, проведение внутренних испытаний и т. д. 

Создавая и проектируя оборудование, мы, конечно, часто используем комплектующие отечественного и зарубежного производства, но приоритет всегда стоит за российскими продуктам. Если говорить о направлении “ неорганического электрохрома”, мы изначально ориентировались на вакуумное оборудование отечественного производства (для минимизации риска с доступом к оборудованию на территории РФ) – тем более во времена СССР мы были сильнейшей державой в этом наукоемком направлении.

Есть ли спрос на вашу продукцию за рубежом? Конкурентно ли предприятие на мировом рынке?

Нас знает большинство игроков стекольного мира – по нашим оценкам, мы входим в лидеры отрасли по ряду направлений. Так, среди наших конкурентов – американская Corning, которая производит огромное количество продукции для потребительской электроники, в частности ударопрочное стекло – Gorilla Glass. Отмечу, что такие компании активно поддерживаются государством, где в бизнес "вливают" сотни миллионов долларов. Нам также поступали предложения реализовать производство за границей, в том числе перенести мощности в США. Однако здесь представляется ряд сложностей, причем дело вовсе не в санкциях. Не представляю, как в Турции или, например, Чехии наш сотрудник будет искать радиорынок, и где найти специалистов необходимой квалификации. Кроме того, у нас довольно патриотичный коллектив и мы хотим развивать наши направления на территории нашей Родины.

С какими проблемами сегодня сталкивается ваше предприятия? Что в настоящий момент, на ваш взгляд, должно делать государство для развития инноваций в России?

Сегодня очень сложная ситуация с внутренними инвестициями и кадрами. В нашем коллективе большое количество представителей научного мира, при этом возраст некоторых участников превышает 70 лет, и во многих случаях замены им нет. В отношении молодых специалистов сложно представить, что человек, который ранее не имел отношения к производству, сможет его создать или быстро встроиться в научно-производственную цепочку.  Для управленцев и руководителей важно иметь не только техническое понимание процессов, инженерное образование, но и навыки по выстраиванию работы в коллективе. Кроме того, отмечу плачевную ситуацию с зарплатами и недостаточным финансированием наукоемких предприятий. Я знаю большое количество физиков и химиков, которые хотят бросить свою специальность и уйти, например, в IT только из-за низкой оплаты труда. 

Что касается государства – здесь властям необходимо научиться слушать и разговаривать с бизнесом. Я около трех лет пытался достучаться до государства для обсуждения вопроса увеличения мощностей производства, ведь необходимость масштабирования понятна уже исходя из запросов на изделия. По своему опыту могу сказать – в нашей стране на рынке существует ряд крупных игроков, которые работают десятилетиями. Именно такому бизнесу Минпромторг дает все преференции и рычаги. Нам же достучаться до “верхушки” невозможно, из трех попыток “зайти” в Министерство – провалились все. Вот почему контакт должен происходить не через бюрократию, а в обычном диалоге. Кроме того, важно подчеркнуть, что государство и инвесторы часто хотят побыстрее заработать и максимально оптимизировать процессы, получить как можно больше прибыли, не неся рисков – для этого находят или создают предприятия, которые просто занимаются перепродажей продукции, но не развитием новых технологий и передовых производств. Даже из Сколково сегодня сделали торговую площадку по наращиванию производства за границей на продажу. Государственные программы развития инноваций сейчас не работают – предприятиям в лучшем случае дают средства на покупку оборудования, но ничего нового, никаких реальных форм поддержки для малого и среднего бизнеса в реальном секторе не появляется. В отношении новых технологий, инноваций необходим другой подход – важно заботиться о будущем, о развитии страны, поддерживать компании, которые работают вдолгую: тратят несколько лет на исследования, проверяют различные гипотезы. Не всегда нужно думать только об экономической целесообразности, сиюминутной выгоде, ведь тогда у нас никогда не появятся свои корабли, самолеты, поезда. Иногда необходимо вкладываться в разработки и производства, которые дадут “плоды” не сразу, а через какое-то время. Ну и, само собой, финансировать тех, кто несет ответственность за результат.

Феликс Игоревич, Вы также являетесь одним из меценатов Московского Экономического Форума. Какие у вас впечатления от МЭФ этого года? Какие пожелания вы могли бы выразить организаторам мероприятия?

В период турбулентности все пытаются найти ответы на вопросы, выслушать точку зрения разных аналитиков. Мне было приятно воочию увидеть и пообщаться с рядом участников – в том числе с Сергеем Глазьевым, очень надеюсь, этот диалог продолжится. Однако, к сожалению, общий фон пока остается неизменным. В кулуарах очень многие хотели услышать, что у нас наконец-то взят курс на новую индустриализацию, что пора действовать. МЭФ – это замечательно мероприятие. Однако главное, чтобы всё, что говорилось, сбывалось – чтобы люди наверху слушали, что озвучивается.