Ошибка леди из Тайбэя: тайваньцы не хотят разделить участь украинцев

Дата публикации: 13.04.2023

Накануне поездки тайваньской начальницы Цай Инвэнь в американское турне Пекин громко и неоднократно предупреждал о самых суровых последствиях встречи с Кевином Маккарти. Унаследовав пост лидера палаты представителей Конгресса США от Нэнси Пелоси, он получил приданое в виде неформального руководства антикитайскими силами обеих партий на Капитолийском холме. Маккарти объявлял о решимости повторить вылазку Пелоси в Тайбэй и готовил пакет законопроектов, рассчитанных на подталкивание сепаратистов к провозглашению «независимости» от Китая.

Но что-то пошло не так. Вместо зрелищного появления борта с надписью «United States of Americа» в аэропорту Тайбэя, проезда кавалькады по улицам главного города острова с мигалками и сиренами, торжественных церемоний, вручения орденов и лент все свелось к полуторачасовой встрече с Цай Инвэнь в библиотеке в пригороде Лос-Анджелеса.

Что же пошло не так? Думаю, в Вашингтоне и Тайбэе сильно перепугались. И там, и там убедились в том, что Си Цзиньпин все свои угрозы приводит в исполнение. Иногда не сразу и всегда не по сценарию, который предсказывают иностранные стратеги и эксперты. После визита Нэнси Пелоси не последовало обстрелов Тайваня, высадки десанта на побережье или других впечатляющих телезрителей событий. Вместо этого ВМС и ВВС КНР провели учения с боевыми стрельбами вокруг острова Тайвань. Фактически была установлена блокада, длившаяся около недели. Высокоразвитая экономика Тайваня полностью зависит от импорта нефти, газа и других видов сырья, а также должна ритмично вывозить заказчикам чипы, гаджеты и иную продукцию. Асимметричный ответ Пекина на провокацию почувствовали и в Вашингтоне. Были прерваны переговоры и контакты по важнейшим и самым болезненным проблемам, которые позволяли хотя бы затормозить стабильное ухудшение американо-китайских отношений. Во время саммита «Большой двадцатки» Байден и Си Цзиньпин договорились было поставить заплатки на разорванную ткань отношений. В Пекин должен был поехать госсекретарь Блинкен. Но тут прилетел «большой белый шар» и штопка сорвалась. Сейчас дело дошло до того, что президент США не может дозвониться до Председателя КНР!

Свои причины для испуга были и у Цай Инвэнь. Впечатленные реакцией Пекина на визит Пелоси, деловые круги и население острова в целом выразили вотум недоверия Цай Инвэнь на муниципальных выборах в конце прошлого года. Оппозиционная партия Гоминьдан, выступающая за единую и неделимую Поднебесную, получила 80% голосов, и Цай Инвэнь подала в отставку. Пока только с поста лидера Демократической прогрессивной партии. Но в 2024 году предстоят президентские выборы, и опросы уже показывают неутешительные для сепаратистов результаты. Нетрудно представить реакцию островитян на новую блокаду после встречи главы тайваньской администрации и американского спикера. По горячим следам американской вылазки Цай Инвэнь командование НОАК объявило о проведении с 8 по 10 апреля учений вокруг Тайваня, включая боевое патрулирование. В район к юго-востоку от Тайваня выдвинулась боевая группа кораблей ВМФ во главе с новым авианосцем «Шаньдун». Уже понятно, что идет не так для Вашингтона и Тайбэя. Тайваньцы не хотят разделить участь украинцев и стать «пушечным мясом» в интересах Америки.

На Тайване проамериканские силы применили ту же схему психологической войны, что и на Украине. На первом этапе людей одной крови, одной истории, одного языка и образа жизни с соседями начинают убеждать в «особой идентичности». Как говорил Леонид Кучма: «Украина — цэ нэ Россия». Потомков китайцев, не так давно переселившихся с материка, говорящих на диалектах соседних провинций Поднебесной, пишущих практически одинаковыми иероглифами, тоже стали убеждать в особой «тайваньской идентичности». Под этими лозунгами Демократическая прогрессивная партия (ДПП) победила в выборах 2000 года. Обработка населения, особенно молодежи, в духе «тайваньской идентичности» усилилась с 2016 года, когда победу на президентских выборах одержала Цай Инвэнь. При ней психологическая война вступила во второй этап — тайваньцев стали не только противопоставлять всем остальным китайцам, но и подчеркивать необходимость отсоединения от китайской нации, создания Тайваньской Республики вместо нынешней Китайской Республики. Выпускница юридического факультета Корнельского университета США стала рьяно насаждать американские ценности, включая однополые браки. Дело дошло даже до планов преподавания школьникам некоторых предметов на английском языке. Резко возросли военные расходы. Средства идут как на закупку американских вооружений, так и на производство собственных, включая подводные лодки и ракеты среднего радиуса действия. Но главное, Цай Инвэнь стала все активнее ратовать за формальное провозглашение «суверенитета» Тайваня, хорошо понимая неизбежность в этом случае карательной операции против мятежников для восстановления суверенитета и территориальной целостности Поднебесной. Но самой женщине-президенту, похоже, безразлично повторение печальной участи Украины, позволившей под вывеской «украинской идентичности» использовать себя в глобальном противостоянии с Россией. Похоже, что для нее торжество идей либерализма, включая права сексуальных и национальных меньшинств, важнее судьбы тайваньцев и тем более китайцев.

Возможно, дело в том, что бывшая участница движения ЛГБТ Цай Инвэнь выросла в семье представителей меньшинств, традиционно подвергавшихся дискриминации. Ее отец выходец из китайской этнической группы хакка, проживающей в приморских провинциях Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии. Хакка дали китайской нации выдающихся предпринимателей и политических деятелей, но рассматривались нетерпимым большинством как говорящие на малопонятном наречии и слишком успешные инородцы. Недаром в провинции Фуцзянь, лежащей как раз напротив Тайваня, хакка живут в круглых домах-крепостях, идеально подходящих для обороны от соседей. В свою очередь, мать Цай Инвэнь принадлежит к одному из племен тайваньских аборигенов, которые на протяжении 400 лет китайской колонизации подвергались истреблению и порабощению. Не случайно уже в качестве «президента Китайской Республики» Цай Инвэнь официально принесла извинения выжившим племенам аборигенов.

При всей распространенности идей «тайваньской идентичности», особенно среди молодежи, мощным течением в духовной и общественной жизни Тайваня остается китайский национализм. На нем основана политика партии Гоминьдан, которая хотя и проиграла гражданскую войну Компартии, но продолжала исходить из идеалов единой и неделимой Поднебесной. Идея китайского национализма и патриотизма подпитывается не только бежавшими на остров ветеранами Гоминьдана и их потомками. Тайваньцы гордятся успехами китайской нации, достигнутыми за последние десятилетия. Многие из них еще и извлекают прибыль из торговли и экономического сотрудничества с материком. На фоне успеха Гоминьдана на прошлогодних муниципальных выборах по-особому выглядят участившиеся поездки лидеров партии в Китай. В прошлом году там побывал Эрик Чу, бывший глава партии. В марте этого года состоялся визит бывшего «президента Китайской Республики» Ма Инцзю. Ему на Тайване и в Китае было придано особое значение. Ведь случайно или неслучайно совпали два визита — Цай Инвэнь в Америку и Ма Инцзю в Китай.

Ма Инцзю проехал по городам и весям Поднебесной, посещал святые для всех китайцев места — мавзолей Сунь Ятсена и Музей резни в Нанкине. Еще он съездил на свою малую родину в провинции Хунань и помолился в семейном храме перед табличками с именами предков. Табличек очень много, в том числе генерала Ма, совершавшего свои подвиги еще в период Троецарствия в 111 веке нашей эры. Ма Инцзю как молитву повторял фразу «все потомки императора Янь и Желтого императора — братья». Ее смысл в условиях готовящейся американцами братоубийственной войны совершенно ясен. Эта фраза перекликается с лозунгом «Есть только один Китай», который в 1992 году согласились одинаково понимать коммунисты и чанкайшисты.

Сейчас национально мыслящие лидеры по обеим сторонам Тайваньского пролива хотят избежать повторения гражданской войны и, двигаясь параллельными курсами, осуществить задачу великого возрождения китайской нации. Для этого партии Гоминьдан надобно «всего лишь» добиться победы на президентских выборах 2024 года. Тогда Вашингтону придется искать другие рычаги давления на Поднебесную.

Источник публикации: МК