Алла Елизарова: «В России необходимо развивать производство ключевых компонентов, аналогов которых в нашей стране сейчас не выпускается»

Дата публикации: 03.04.2023

Отрасли пищевого, сельскохозяйственного и тяжёлого машиностроения добились наибольшего роста обеспеченности отечественной продукцией. К такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ при изучении результатов импортозамещения в России. Отсутствие каких товаров на российском рынке и каких мер государственной поддержки продолжает сдерживать развитие отрасли, мы узнали у Аллы Елизаровой, директора Ассоциации «Росспецмаш» и модератора круглого стола Московского экономического форума на тему «Промышленность. Почему буксует импортозамещение?».

- Алла Владимировна, вы возглавляете Ассоциацию «Росспецмаш», в которую входят 239 производителей сельскохозяйственной, строительно-дорожной и прицепной техники, пищевого оборудования и компонентов. Расскажите, с какими проблемами после ввода многочисленных санкций столкнулись компании? Каких комплектующих не хватало в 2022 году и изменилась ли ситуация в текущем году?

- Наши предприятия отличаются одним из самых высоких уровней локализации в отечественном машиностроении. В среднем, в зависимости от сложности выпускаемой техники он составляет от 60 до 80%. Например, для таких высокотехнологичных и сложных машин, как тракторы – это не менее 60%, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов – не менее 70%.

В сегментах прицепной и навесной почвообрабатывающей техники доля российских комплектующих достигает 90%. Есть производства, которые уже полностью не зависят от иностранных компонентов.

Беспрецедентная ситуация, связанная с ограничением поставок комплектующих, создала наибольшие трудности для производителей высокотехнологичной техники. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов в количественном выражении сократился в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 32%. За январь-февраль 2023 года сокращение в этом сегменте составило уже 63%. В целом производство сельхозтехники в России за первые два месяца текущего года снизилось в денежном выражении на 11,4%.

Сейчас ситуация с замещением комплектующих, поставки которых в Россию прекратились, нормализуется, но возникла новая проблема. Из-за низких цен на зерно, экспортных пошлин и сильно подорожавших перевозок зерновых железнодорожным транспортом доходность аграриев сократилась. Многие из них не могут себе позволить инвестиции в обновление машинно-тракторного парка и оборудования. Отсюда падение продаж сельхозтехники.

В пищевом машиностроении тоже есть проблемы со спросом. Например, в сегменте изготовления холодильного оборудования. Производители потеряли крупных покупателей в лице иностранных компаний, осуществлявших деятельность на территории России и покинувших её.

Что же касается в целом отечественного специализированного машиностроения и темпов локализации, то компании в разном положении. Те предприятия, которые давно выбрали для себя путь к независимости от импорта, чувствуют себя уверенно. Заводы, которые не уделяли этому вопросу должного внимания, оказались в сложном положении. Отдельная история – это выпуск сложных машин, производство которых требует десятков тысяч комплектующих. Даже при высоком уровне локализации и давно реализуемой политике импортозамещения они столкнулись с настоящим вызовом в 2022 году.

Им потребовалось дополнительное время на поиск других поставщиков из дружественных стран или в России, на развитие собственного производства компонентов. Усложнилась и подорожала логистика. Необходимо было проводить испытания новой продукции. И только в случае успеха начинать полноценное внедрение в производство.

Что касается комплектующих для специализированного машиностроения, требующих импортозамещения, то за рубежом мы закупаем двигатели внутреннего сгорания, некоторые виды подшипников, гидромоторы, гидронасосы, осевые агрегаты.

За предыдущий год компании поменяли ориентиры с запада на восток и на внутренний рынок, но тревога по-прежнему остаётся: Россия нуждается в технологическом суверенитете.

- Какую технику всё-таки удалось импортозаместить?

- В России выпускается специализированная техника большинства ключевых сегментов. Доля отечественных производителей сельхозтехники на внутреннем рынке составляет 60%, производителей пищевого оборудования – 55%, компаний прицепного машиностроения – 77%. И сейчас в первую очередь важно сделать так, чтобы эти машины и оборудование либо вовсе не зависели от иностранных комплектующих, либо, чтобы эта зависимость была минимальной.

Часть российских производителей освоили собственный выпуск комплектующих. Например, компания «Тонар» давно и успешно производит оси для прицепной техники, Ростсельмаш выпускает мосты, трансмиссию, электронику и прочее. Другие заводы тоже идут по такому пути не один год. Просто с 2022 года этот процесс ускорился.

- Почему импортозамещение «буксует» в России? Что нужно, чтобы производить свои линейки комплектующих, узлов и прочих недостающих агрегатов?

В России необходимо развивать производство ключевых компонентов, аналогов которых в нашей стране сейчас не выпускается. Взять на себя задачу по их выпуску могут предприятия малого и среднего бизнеса. Для них нужно создать благоприятные экономические условия. Во-первых, предоставить на доступных для заемщиков условиях кредиты, предоставить гранты на развитие производства комплектующих к спецтехнике в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно для каждого из направлений специализированного машиностроения: сельхозтехники, строительно-дорожной техники, пищевого оборудования, прицепной техники. Во-вторых, распространить льготы по страховым взносам и налогам для IT-компаний на производителей специализированной техники и комплектующих к ней. Такая мера позволит высвободить средства и направить их на развитие производства.

- Что вы ждёте от МЭФ? Может ли сообщество повлиять на экономическую политику?

- Когда миллионы людей поддерживают одну идею и заявляют об этом открыто, их обязательно услышат. Важно донести свою позицию. На Московском экономическом форуме мы обсудим ситуацию, которая складывается в промышленности, оценим возможности предприятий и сформируем предложения для успешного развития экономики России.