Государство долгие годы поддерживает агрохолдинги в ущерб малым хозяйствам

Дата публикации: 17.08.2022

Росстат недавно отчитался о снижении общего числа сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств в России. При этом ведомство заявляет, что это никак не угрожает экономике России, так как наблюдается и другая тенденция – их укрупнение. О том, почему закрываются малые фермерские хозяйства и процветают крупные агрохолдинги, а также о мерах, необходимых для поддержки отечественных производителей сельхозтехники, в интервью для «Регионов России» рассказал Константин Бабкин – президент промышленного союза «Новое содружество» и ассоциации «Росспецмаш», основатель и лидер «Партии Дела».

– После начала спецоперации западные политики все чаще говорят о приближающемся продовольственном кризисе, который, по их словам, неминуемо наступит из-за проблем с урожаем и вывозом зерновых из Украины. Вместе с тем, Россия, по заявлениям Владимира Путина, готова поставить в этом году на мировой рынок более 50 млн тонн зерна. Хватит ли этих объемов, чтобы «накормить» мир и предотвратить кризис?

– Я думаю, это преувеличенная угроза. Россия, конечно, один из самых крупных экспортеров зерна в мире и ежегодно вывозит около 30 млн тонн зерна в год, Украина экспортирует чуть меньше – около 20 млн тонн. Это не так много, если сравнивать с объемами всего зерна, потребляемого на Земле. Только Китай выращивает 600 млн тонн зерна. Кроме того, в мире в десятки раз больше производится зерновых продуктов, чем составляет объем мировой торговли пшеницей. Пшеницу же можно заменять и кукурузой, и рисом, и другими крупами. Поэтому угрозы голода я не вижу. Это надуманная проблема, для того чтобы обвинить еще раз Россию в каких-то смертных грехах.

– Очередной инструмент политического давления?

– Ну да. Не такие мы демократичные, не такие красивые, а вот еще и в этом виноваты. Мне кажется, нам нужно менее серьезно относиться к политическим заявлениям западных лидеров.

– Во многих регионах России в последние несколько месяцев состоялись выставки «День поля». В этом году к ним было приковано особенно много внимания: сельхозпроизводители и потребители ищут способы минимизировать негативное влияние западных санкций. Главная тема практически всех подобных мероприятий – поиск аналогов техники и оборудования зарубежного производства. Как Вы оцениваете текущий уровень зависимости российских производителей техники от импортных комплектующих?

– Зависимость нашего сельского хозяйства от импортных комплектующих и поставок иностранной техники существует. Но в разных секторах она разная.

Например, для сборки тракторов и зерноуборочной техники – иностранные запчасти требуются в 10–15% случаев. И такое резкое наложение запрета на поставки и усложнение логистики действительно привели к определенному кризису весной, его пик пришелся на июнь. В это время в России производилось процентов на 20% меньше техники, чем в июне прошлого года. Но сейчас мы вышли на рост: заменили модели на те, которые менее зависят от иностранных комплектующих, часть производства освоили в России, часть заменили аналогами, производимыми в дружественных странах. Осенью, во всяком случае, уже не будет спада, кризис преодолен фактически.

– В апреле 2022 г. Минсельхоз предложил обнулить ввозные пошлины на сельхозтехнику для снижения затрат аграриев. Как Вы относитесь к данной инициативе?

– Я считаю, что это суета, которая не идет на пользу технологической независимости России. То есть эти меры направлены не на поддержку своей отрасли, своего машиностроения, а наоборот, на то, чтобы часть денег заплатить недружественным странам. Поэтому, конечно, я негативно отношусь к этим инициативам. Ну, слава богу, большинство из них так и не было принято – сохранился утильсбор. Хотя иностранную технику начали активнее субсидировать. Конечно, это не сильно помогло лоббистам иностранной техники, потому что проблемы с логистикой, с эмбарго, с политическим давлением все еще актуальны. Но если эта тенденция сохранится, то деньги опять будут утекать из России.

– О закупке техники в каких странах шла речь? О торговле с азиатскими рынками?

– Инициаторы этого обнуления пошлин смотрят на Запад в основном. Скандалы возникают из-за того, что в предыдущие годы многие агрохолдинги или структуры, близкие к Минсельхозу, накупили много западной техники. И сейчас в этом году поставки запчастей резко снизились. И была такая нервная обстановка, и до сих пор она есть, что «Ой, как мы с этой западной техникой без запчастей будем жить? Она у нас встанет. Давайте срочно, государство, дайте нам денег, чтобы мы побольше этих западных запчастей ввезли». Эти лоббисты смотрят не на Восток, а на Запад. А надо делать так, чтобы в России больше производилось. Это будет здорово всем.

– Что необходимо поменять в политике государства, чтобы количество участников рынка сельского хозяйства увеличивалось, а не уменьшалось, как в данный момент?

– Да, это правильная задача – добиться того, чтобы увеличивалось количество игроков в сельском хозяйстве, чтобы отрасль была диверсифицирована, чтобы руководители бизнеса жили непосредственно в деревне.

А сейчас (последние два десятилетия) ведется политика, направленная на поддержку агрохолдингов в ущерб средним и малым формам хозяйствования в деревне, в селе. Крупнейшие хозяйства пользуются гораздо бо́льшим влиянием, процентов 80% – статистика была такая год назад, я думаю, что она не сильно изменилась, – 80% мер поддержки, субсидий Минсельхоза доставалось 20% крупнейших агрохолдингов. Это огромный перекос.

Я думаю, здоровое сельское хозяйство должно состоять из большого количества хозяйств среднего, небольшого размера. Человек, живущий на земле, может более оперативно принимать решения, более глубоко знать природные условия, особенности почвы в своем регионе. Все это делает сельское хозяйство более устойчивым.

– Российские производители семян выступают сейчас за то, чтобы государство субсидировало аграриям до 70% стоимости отечественного посадочного материала. Как Вам кажется, такая мера может действительно помочь сократить зависимость от зарубежных семян? Так как сегодня, например, из Евросоюза и США закупается до 97% семян сахарной свеклы. Или же просто субсидирования недостаточно для того, чтобы в России сформировалась целая новая отрасль производства?

– Проблема, что в России мало производится семян, не вся сельхозтехника производится, не все средства защиты растений, – это все последствия неверной политики, отсутствия защиты рынка, дороговизны кредитов и слишком высоких налогов.

У нас ежегодно профицит бюджета, государство огромные деньги выкачивает, и потом маленькую их часть выделяет в виде мер поддержки. Возникла проблема нехватки сельхозтехники? Вот вам чуть-чуть субсидии на сельхозтехнику. Что еще? Не хватает средств защиты растений? Вот субсидия на средства защиты растений. Семян не хватает? Субсидия на семена. Вот такая политика, направленная на подавление бизнеса.

Надо понимать, что субсидией невозможно дотянуться до каждого мелкого хозяйства, до каждой мелкой отрасли, проконтролировать распределение денег по разным направлениям бизнеса. Поэтому в идеале надо бы резко снизить налоги для всех, тогда в России будет выгодно и производить семена, и технику, и все остальные товары.

Источник публикации: Регионы России