НАТО наносит мировой экономике дизельный удар

Дата публикации: 15.07.2022

«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.


На фоне продолжающегося глобального инфляционного кризиса главы государств НАТО и мейнстримовские средства массовой информации повторяют мантру о том, что высокие цены на энергоносители являются прямым результатом действий Путина на Украине с конца февраля. Реальность же такова, что ответственность за это несут (те, кто ввёл — С.Д.) западные санкции. Эти санкции, включая ограничение доступа к SWIFT для ключевых российских банков и некоторые из самых суровых санкций, когда-либо введенных, вряд ли оказывают влияние на проводимые ВС РФ действия на Украине.

Что многие упускают из виду, так это тот факт, что они (эти санкции — С.Д.) всё больше влияют на экономику Запада, особенно ЕС и США. Более пристальный взгляд на состояние мировых поставок дизельного топлива вызывает тревогу. Но западные планировщики санкций в Министерстве финансов США и ЕС прекрасно знают, что они делают. И мировой экономике это не сулит ничего хорошего.

В то время как большинство из нас редко думают о дизельном топливе как о чем-то ином, кроме как о загрязнителе, на самом деле для всей мировой экономики оно имеет настолько важное значение, какое не могут оказать какие-либо энергоносители. Генеральный директор компании Fuels Europe, входящей в Европейскую ассоциацию нефтепереработчиков, недавно заявил: «…Существует четкая связь между дизельным топливом и ВВП, потому что почти всё, что поступает на завод и выходит из него, использует дизельное топливо».

В конце первой недели спецоперации России на Украине (формулировка автора изменена редакцией), когда еще не было санкций, специфичных для российского экспорта дизельного топлива, европейские цены на дизельное топливо уже достигли тридцатилетнего максимума. Это не имело никакого отношения к боевым действиям. Это было связано с драконовскими глобальными карантинными мерами по борьбе с covid с марта 2020 года и одновременным отказом Уолл-стрит и глобальных финансовых компаний от инвестиций в нефтегазовые компании, с так называемой «Зелёной повесткой дня» или ESG. Почти в первый же день действий российских войск на Украине две крупнейшие в мире нефтяные компании — BP и Shell — прекратили поставки дизельного топлива в Германию, опасаясь нехватки поставок.

В 2020 году Россия была вторым по величине экспортером дизельного топлива в мире после США, поставляя более 1 миллиона баррелей в день. Большая часть из них, около 70%, поступила в ЕС и Турцию. До марта 2022 года Россия поставляла в ЕС от 60 до 70% всего дизельного топлива. Крупнейшим импортером была Франция, за ней следовали Германия и Великобритания. Во Франции около 76% всех дорожных транспортных средств — легковых и грузовых автомобилей — используют дизельное топливо. Спрос на дизельное топливо в ЕС намного выше, чем в США, поскольку большинство автомобилей также используют более экономичное и более эффективное дизельное топливо. В первую неделю апреля президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен с гордостью объявила о новых санкциях против российской энергетической отрасли, которые начнутся с запрета на уголь. ЕС является крупнейшим импортером российского угля. Нефть и газ, по ее словам, последуют позже. Этот глупый шаг просто увеличит затраты, и без того рекордно высокие, на энергоносители для большей части ЕС, поскольку это приведет к значительному росту цен на нефть и газ.

Дизельное топливо — двигатель мировой торговли

У дизельных двигателей самый высокий КПД по сравнению с обычными двигателями. Его работа основана на принципе сжатия, разработанном в 1897 году Рудольфом Дизелем. Из-за большей эффективности и большего пробега на галлон дизельное топливо служит топливом почти для всех двигателей грузовых автомобилей. Оно питает большую часть всей сельскохозяйственной техники — от тракторов до уборочных машин. Оно широко используется в ЕС; почти на 50% в качестве автомобильного топлива, поскольку оно гораздо более экономично, чем бензиновые двигатели. Оно используется в большинстве всех тяжелых горных машин — таких как землеройные машины Caterpillar. Оно используется в строительном оборудовании. Дизельные двигатели заменили паровые двигатели на всех неэлектрифицированных железных дорогах мира, особенно на грузовых поездах. Дизельное топливо используется в некоторых видах производства электроэнергии и в большинстве всех тяжелых военных транспортных средств.

Таким образом, глобальная нехватка дизельного топлива — временная или долгосрочная — является событием катастрофическим. Товары невозможно переместить из контейнерных портов во внутренние пункты назначения. Без дизельного топлива грузовики не могут доставлять в супермаркет еду или что-либо еще, если уж на то пошло. Вся цепочка поставок заморожена. И нет никакой возможности заменить бензин в дизельном двигателе, не испортив двигатель.

Рационирование?

В начале этого года мировые запасы дизельного топлива уже были опасно низкими, и это привело к росту цен до заоблачных высот. По состоянию на февраль 2022 года — до начала спецоперации России на Украине (формулировка автора изменена редакцией) — запасы дизельного топлива и связанных с ним товаров в США были на 21% ниже среднего сезонного показателя до covid. В ЕС запасы были ниже среднего уровня до covid на 8% или на 35 млн баррелей. В Сингапуре запасы этого азиатского хаба были на 32% ниже нормы. Совокупные запасы дизельного топлива во всех трех регионах были тревожно низкими — примерно на 110 миллионов баррелей ниже аналогичного показателя прошлого года.

В период с января 2021 по январь 2022 года цены на дизельное топливо в ЕС выросли почти вдвое. Причин было несколько, но главной из них был резкий рост цен на нефть и перебои в поставках из-за глобальных covid-карантинов и последующего возобновления мировых торговых потоков. Усугубляя проблему, в начале марта центральное правительство Китая ввело запрет на экспорт дизельного топлива, чтобы «обеспечить энергетическую безопасность» на фоне западных санкций в отношении России. Добавьте к этому недавний запрет администрации Байдена на импорт всей российской нефти и газа, который в 2021 году включал, по оценкам, 20% всего российского экспорта тяжелой нефти. В то же время ЕС в своей неизменной идеологической мудрости завершает введение запрета на импорт российского угля, за которым, как сообщается, последуют запреты на российскую нефть, дизельное топливо и газ.

4 апреля средняя цена за литр дизельного топлива в Германии составляла 2,1 евро. 27 декабря 2021 года дизель стоил 1,5 евро за литр. После беспрецедентных санкций США и ЕС против России все больше и больше западных нефтяных компаний и нефтетрейдеров отказываются работать с российской сырой нефтью или дизельным топливом, опасаясь репрессий. Ситуация, несомненно, будет обостряться до тех пор, пока продолжаются боевые действия на Украине.

Генеральный директор базирующейся в Роттердаме, крупнейшей в мире независимой энергетической торговой компании Vitol, предупредил 27 марта, что в ближайшие месяцы во всем мире все более вероятно нормирование дизельного топлива. Он отметил: «Европа импортирует около половины своего дизельного топлива из России и около половины своего дизельного топлива с Ближнего Востока. Этот системный дефицит дизельного топлива существует».

7 апреля Дэвид МакУильямс, ведущий ирландский экономист, ранее работавший в ирландском национальном банке, озвучил тревожную ноту. «Дорожает не только нефть, но и дизельное топливо, и существует реальная угроза того, что дизельное топливо закончится в Западной Европе в течение следующих двух-трех недель, а может быть, и раньше… Мы импортируем значительное количество нашего дизельного топлива, оно поступает с двух нефтеперерабатывающих заводов в Великобритании. На данный момент на этих нефтеперерабатывающих заводах нет сырой нефти». Он добавил: «У нас не просто нефтяной кризис, у нас энергетический кризис, подобного которому мы не видели уже 50 лет». По его словам, причина столь низких запасов дизельного топлива заключается в том, что странам ЕС гораздо дешевле взять на российский аутсорсинг поставки нефти и дизельного топлива — при огромных запасах России.

В США ситуация не лучше. По политическим причинам администрация Байдена и ЕС, как сообщается, преуменьшают истинное состояние кризиса с дизельным топливом. Инфляция в США уже достигла 40-летнего максимума. Что будет означать разворачивающийся глобальный кризис дизельного топлива, если не произойдет серьезных изменений, так это драматическое воздействие на все виды грузовых и автомобильных перевозок, на сельское хозяйство, на добычу полезных ископаемых и тому подобное. Это будет означать катастрофу для и без того слабеющей мировой экономики. Тем не менее, власти — такие, как германская коалиция «Ампель» (нем. — светофор) с её безумной программой нулевого выбросов углерода и планами поэтапного отказа от нефти, угля и газа, или байденовская клика — в частном порядке рассматривают растущие цены на энергоносители как еще один аргумент для отказа от углеводородов — таких, как нефть, — в пользу ненадежных, дорогостоящих ветровых и солнечных батарей. Реальная индустриальная взаимосвязанная глобальная экономика не похожа на игру в «Лего». Она очень сложена и тонко настроена. Эта тонкая настройка систематически разрушается, и все свидетельствует о том, что это делается намеренно. Добро пожаловать в давосскую программу «Великой перезагрузки».


Автор: Фредерик Уильям Энгдаль — американский экономист (консультант по стратегическим рискам), независимый журналист, писатель, лектор и политолог; автор ряда известных книг и исследований. Окончил Принстонский университет по специальности «Политика», докторскую степень в области сравнительной экономики получил в Университете Стокгольма и более 30 лет работает в сфере геополитики. Регулярно выступает в интернет-журнале «New Eastern Outlook».

Источник публикации: Свободная Пресса