Проблемы импортозамещения и развития промышленности в новой реальности

Дата публикации: 08.07.2022

Представители бизнеса и власти обсудили проблемы импортозамещения и развития промышленности в новой реальности на сессии, состоявшейся на «Иннопроме» в Екатеринбурге

В первый день выставки прошла сессия, посвященная текущей ситуации в промышленном секторе и перспективам его развития.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак констатировал, что в условиях мирового кризиса, падения потребительского спроса и разрыва логистических цепочек предприятия должны становиться гибче. Он подчеркнул, что технологическая независимость — обязательное условие для нормального развития экономики.

«Надо вкладываться в технологии, строить свое оборудование, разрабатывать программное обеспечение. Да, это сложно и дорого, но другого пути у нас нет», — сказал он.

Во время сессии заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук отметил: промышленные регионы, расположенные чуть дальше от федерального центра, сильнее ощутили «эффекты» изменений, а предприятиям нужны гарантии, что инвестиции в импортозамещение окупятся.

«Основной запрос от бизнеса — это уже даже не дешевые деньги и ресурсы, а спрос на будущее. Каковы гарантии, что через два-три года ситуация не откатится назад. У российских предпринимателей остаются опасения, что их инвестиции останутся невостребованными. И если государство даст гарантии, что освоенная новая продукция будет востребована в долгосрочной перспективе, то это станет серьезным сигналом для инвестиции в импортозамещение», — считает Егор Ковальчук.

Но в импортозамещение верят не все промышленники. Так, Константин Бабкин, председатель совета директоров Ростсельмаша, уверен, что в нынешней ситуации Россия просто будет покупать на Востоке то, что раньше покупалось на Западе:

«По моим ощущениям, 80% того, что мы покупали на Западе, будет покупаться на Востоке. Только 20% будет заменено на российские компоненты. У них есть слабое место: российский компонент по себестоимости получается на 30% дороже, чем можно купить в странах Азии. Для производства готовых машин государство запустило меры поддержки — субсидии на приобретение техники крестьянами, на транспортировку за границу. Но этих мер не применили в отношении комплектующих. Я сейчас хожу по выставке строительной дорожной техники в Москве. Западных машин вообще нет, 90% китайских машин, 10% — российских. То, что было западным, станет восточным».

В финале сессии руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владислав Овчинский призвал «не жалеть себя» и заниматься реальным импортозамещением. Для этого необходима стратегия развития на федеральном уровне и на уровне субъектов, а также четкий план действий.

Отметим, что Урал богат предприятиями, выпускающими импортозамещающую продукцию. Например, Завод транспортного оборудования в Кушве наладил производство инновационных стрелочных переводов для трамвайных путей — переводов с гибкими остряками. Свердловские компании ReinnolС и «НПП Динамика» запустили совместный проект по производству установок для переработки отходов.

Источник публикации: Регионы России