Всеобщее недоверие ко всему. Почему в стране растут антипрививочные настроения

Дата публикации: 18.06.2021

Российская власть преуспела в разрушении на массовом уровне структур рационального мышления, необходимых для формирования эффективной альтернативы и здоровой общественной самоорганизации

В связи с тяжелейшим обострением пандемической ситуации в стране, социальные сети напоминают события годовой давности. Так 14 июня 2020 года Путин заявил о том, что Россия выходит из пандемии коронавируса уверенно и с минимальными потерями:

«Мы говорим о том, что... мы достаточно ритмично, так скажем, работаем и выходим из этой ситуации с коронавирусом уверенно, с минимальными потерями.» Он также выразил надежду, что такая тенденция продолжится: «Дай Бог, чтобы так и дальше было».

А спустя некоторое время, власти страны сообщили, что первая в мире вакцина против коронавируса «Спутник» готова к применению. Казалось бы, перспективы - сияющие…

Не тут-то было: прошел ровно год, и выяснилось, что россияне и не думают прививаться

Почему? Свою версию происходящему дает политик Борис Кагарлицкий:

«Вчера я прошел первый раунд прививки. Никаких неприятных ощущений не было, температура не поднималась, вообще ничего не почувствовал. Интересно, однако, что несмотря на всю пропаганду и рост числа заболевших, не видно в Москве толп желающих вакцинироваться. Парадоксальным образом, это является одновременно показателем явного идеологического кризиса и столь же очевидного идеологического триумфа власти.

Кризис проявляется в том, что недоверие к любым официальным инициативам стало уже тотальным. Если начальство призывает нас делать прививки, тем более — бесплатно, публика первым делом ищет: где подвох? Мысль о том, что хотя бы в порядке исключения власти желают нам чего-то хорошего или по крайней мере безвредного, полностью отвергается массовым сознанием.

Но в то же время триумф официальной идеологии проявляется во всеобщем недоверии к науке и отсутствии даже попыток рационального осмысления происходящего. Удивительным образом антипрививочная конспирология, фундаментально враждебная пропаганде власти, находит подпитку и основание в реакционной конспирологической пропаганде, которую сама же власть обрушивает на наши головы буквально из каждого утюга.

Вывод, который отсюда напрашивается, оказывается вполне диалектическим. Власть не в состоянии насадить в массах любовь или хотя бы терпимое отношение к себе, но она вполне преуспела в разрушении на массовом уровне структур рационального мышления, необходимых для формирования эффективной альтернативы и здоровой общественной самоорганизации.

Отсюда отнюдь не следует, будто такая идеологическая гегемония обеспечивает стабильность нынешнему режиму. Напротив, непредсказуемое иррациональное массовое сознание в конечном счете таит в себе множество угроз. Зачищая на поверхности оппозицию и медийное поле, власть оказывается перед лицом глубинных процессов, которые она не может не только контролировать, но и понимать.

Чем менее выстроено и структурировано политическое, общественное или интеллектуальное поле, чем большим оказывается значение случая, тем больше оснований ждать масштабных драматических последствий от появления очередного «черного лебедя». А в том, что они появятся, сомнений нет. Это единственное, что мы можем предсказывать со стопроцентной уверенностью…»


Источник публикации: Новые известия