Школьники жалуются на усталость и высокую учебную нагрузку

Дата публикации: 28.04.2021

Согласно данным исследования, проведённого НИУ ВШЭ, среди основных причин, вызывающих массовые жалобы российских школьников на усталость от школы, лидирует учебная нагрузка. Также ученики называют недосып, нарушение режима дня, сложное школьное расписание, огромное количество контрольных работ, дорога до школы, тяжёлый рюкзак и многое другое.

Как сообщает «Российская газета», на состоявшемся недавно круглом столе, организованном думским комитетом по образованию и науке, эксперты при участии педагогов рассмотрели возможные способы помощи обучающимся.

По их словам, на сегодняшний день в органах власти больше внимания уделяют результатам образовательного процесса, но абсолютно не задумываются о самочувствии школьников.

Зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина полагает, что школьники сталкиваются с «синдромом усталости третьей четверти» и со стрессом перед итоговыми экзаменами. Такие проблемы требуют решения с использованием научных исследований в области детства.  

Также было отмечено, что согласно санитарным нормам максимально допустимая нагрузка для учеников 1-х классов – 4-5 уроков и 7 уроков – для 7-11-х классов. При этом среда и четверг должны иметь облегчённое расписание. Домашняя работа учеников 2-3-х классов должна занимать не более 1,5 часов, а у старшеклассников – не более 3,5 часов. Однако данные правила соблюдаются далеко не во всех школах.

В частности, научный руководитель института комплексных проблем гигиены «ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана», доктор медицинских наук Владислав Кучма констатировал, что нагрузка ученика 11 класса составляет 9,2 часа, а ведь это больше, чем у взрослых. При этом не стоит забывать о необходимости ночного сна, прогулок, физической активности, времени для еды и личной гигиены.

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора школьникам необходимо соблюдать режим дня, предполагающий увеличение продолжительности сна на 1 час в период экзаменов и контрольных. Помимо этого, не менее 3-3,5 часов в день для младших классов и 2,5 часа для средних и старших классов должны составлять прогулки на свежем воздухе и физическая активность.  

Что же касается школьного расписания, то в соответствии с рекомендациями ведомства оно должно быть составлено с учётом динамики умственной работоспособности детей. К примеру, контрольные не должны следовать за уроками физкультуры, а сложные предметы быть последними в расписании учебного дня.

На круглом столе эксперты предложили комплекс мер, нацеленных на снижение нагрузки в школе.

  • Уменьшить количество контрольных и домашних работ. При этом эксперты напомнили, что Россия занимает лидирующее место в мире по количеству контрольных работ в школах.
  • Создать программные решения, которые будут формировать расписание с наименьшей нагрузкой на ребёнка автоматически.
  • Засчитывать результаты в сферах дополнительного образования, художественных и музыкальных школах за посещение школьных уроков.

Проведённое Институтом образования ВШЭ исследование показало, что 85% старшеклассников жалуются на сильную усталость в течение дня, а 20% учащихся 9-ых классов никогда не чувствуют себя полными сил.

Зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин отметил, что современные школьные учебники «написаны не для детей, а для студентов специальных факультетов». Он привел в пример определение причастного оборота в учебнике 7-го класса по русскому языку, подчеркнув, что даже взрослому сложно понять и тем более запомнить такое. Уроки литературы, по его мнению, нацелены на подготовку литературоведов, а не читателей.

В заключение парламентарий сказал, что искусственное усложнение школьной программы ведёт к увеличению нагрузки и ухудшает эффективность образовательного процесса в целом.



Источник публикации: fulledu