Почему отечественные педагоги зарабатывают мало

Дата публикации: 25.12.2020

До 1 марта 2021 года в правительстве РФ ждут предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов. Поручения были сформированы по итогам ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина. В ходе этого мероприятия неожиданно выяснилось, что зарплата учителя оказалась равной зарплате уборщицы.

Ситуация, когда зарплата учителя высшей категории оказалась равной зарплате уборщицы, сложилась из-за того, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был поднят до уровня прожиточного минимума. После этого у некоторых категорий работников, уборщиц в том числе, зарплата выросла, а у учителей из-за другой методики расчета осталась на прежнем уровне.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, по которому вводятся новые выплаты для отдельной категории граждан. Этот документ опубликован на официальном портале правовой информации. Законопроект о повышении зарплат педагогам внесли на рассмотрение и депутаты Госдумы. Об этом заявил депутат КПРФ, первый зампредседателя комитета Думы по образованию и науке Олег Смолин. «Многие учителя получают такую зарплату, на которую нельзя прожить реально», – отметил он. Депутат заявил, что сегодня бюджет страны испытывает ограничения, тем не менее деньги в нем на нормализацию оплаты труда учителей есть. «Они специально копились на случай кризиса», – подчеркнул Смолин. Также, по его словам, разброс в зарплатах учителей по стране достигает 5 раз – если в Москве учитель может получать больше 100 тыс. руб., то в регионах чаще всего 15–20 тыс. Но так как ликвидировать эту разницу невозможно, Смолин предлагает ее хотя бы уменьшить.

Если зарплата учителя такая мизерная, а вопрос ее повышения решается долго и со скрипом, хочется понять, почему учителя массово не бегут из профессии. Отставим в стороне вариант, что им просто некуда идти. Обратимся к фактам. Прояснить ситуацию помогает «Международное исследование по вопросам преподавания и обучения» (TALIS, Teaching and Learning International Survey), наиболее масштабное и авторитетное в мире. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) проводит его для сбора и сопоставления информации об учителях и директорах школ разных стран.

Судя по последним опросам TALIS, учителя РФ очень преданы своей профессии. Они работают по зову сердца, потому что знают, что заняты в профессии, которая не ценится в обществе. Кстати, большинство учителей из Сингапура, наоборот, считают, что профессия учителя высоко котируется в их обществе.

Как еще выглядит российский учитель относительно зарубежного коллеги? Российские учителя считаются наиболее опытными. Согласно данным того же опроса, стаж работы российского учителя составляет в среднем 21 год. Это на пять лет больше среднего показателя по всем странам. И здесь нужно отметить, что чем дольше учителя находятся в профессии, тем чаще они заявляют об удовлетворенности своей работой.

В целом учителя всех стран – участниц исследования TALIS демонстрируют удовлетворенность своей работой. Однако именно в России одна из самых низких долей учителей, желающих сменить школу, если бы это было возможно. То есть российские учителя показывают очень высокую удовлетворенность своей работой, что можно подтвердить и низким показателем желающих сменить ее при условии наличия такой возможности (12% в России, 21% в среднем по TALIS, 39% в Сингапуре).

При этом нагрузка учителя в России существенно больше, чем у его зарубежных коллег. В среднем этот показатель составляет 46 часов в неделю против 38 часов для европейских педагогов. Недавно в ходе исследования на платформе «Яндекс» было обнаружено, что 74% наших учителей ежедневно испытывает хроническую усталость.

Согласно данным, представленным в исследовании TALIS, по профессиональному уровню педагогов Россия занимает лидирующее место. Анализ проводился по следующим позициям: знания, автономия, партнерское взаимодействие с коллегами. По первому критерию Россия вышла на твердое первое место, по последнему – показала высокий уровень, сравнимый с уровнем стран с самыми успешными образовательными системами – Англией и Сингапуром. А вот уровень автономии у российских учителей низок, их деятельность слишком регламентирована и не дает возможности выбирать или разрабатывать самостоятельно программы подготовки и системы оценочных инструментов.

И как оплачивается этот нелегкий учительский труд? На основе анализа, проведенного ОЭСР, была составлена своеобразная таблица – доход учителя в фастфудовских биг-маках. Получилось наглядно и образно. Зарплата учителя в среднем по России – это 10 биг-маков в день, в Германии – 44, в Испании – 30, в Японии – 25. Любопытная информация для размышления. 


Источник публикации: Независимая газета