Система госуправления в РФ явно грешит перебором контрольных процедур

Дата публикации: 17.11.2020

Российская пословица гласит: цыплят считают по осени. В данном случае будем считать «цыплят» по весне. Намерения, совершенно точно, благие. Куда окажется выстлана ими дорога, поживем – увидим. До сих пор все объявленные сокращения госаппарата приводили к его увеличению. Если в этот произойдет исключение, мы это можем только приветствовать.

Теперь что касается необходимых решений. Я напомню, что сейчас российское законодательство, система госуправления явно грешат перебором контрольных процедур. В советское время в 30-е годы была такая шутка: полстраны сидит – полстраны охраняет. Сейчас полстраны работает, а полстраны ее контролирует, и соотношение явно меняется в пользу контролирующих. Работающих становится все меньше, контролирующих все больше.

Поэтому, если просто сократить госаппарат, это приведет только к удлинению сроков принятия решений и к тому, что людям придется еще больше ходить на поклон к чиновникам. Нужно сократить функции аппарата. Зачем, например, деятельность московских вузов контролируют 18 организаций, не считая Рособрнадзора? 80% бюрократических процедур в образовании связаны не собственно с задачами управления образованием, а с разного рода надзорной работой. Поэтому начинать надо не с людей, а с функций. Нужно уменьшить контролирующие функции и соответствующие бюрократические процедуры для того, чтобы можно было уменьшить и аппарат.

Кстати, свою долю вины в нынешнем положении дел несет и Государственная Дума. Напомню, когда мы принимали в 1991 году первый, послесоветский  закон об образовании, в нем были 34 отсылочные нормы. В современном законе об образовании таких норм более 200-т. Под каждую норму принимаются подзаконные акты, которые нужно писать, читать и потом контролировать. Тем самым бюрократическая работа увеличивается многократно. Не случайно российский учитель – мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры.

Повторяю, надо сократить функционал управленческих органов, и в первую очередь за счет развития самоуправления. И тогда можно будет сокращать аппарат.

Источник публикации: Regions.ru