Почему бюрократический аппарат разрастается даже на дистанции

Дата публикации: 22.10.2020

Удаленка и самоизоляция породили надежду на то, что наконец-то тайное станет явным. И миру будут явлены паразитические звенья госуправления, появится шанс сократить чрезмерно раздутые штаты. «Огонек» предпринял попытку обнаружить «лишних людей».

Как оказалось, и от коронавирусной эпидемии есть польза. Медленная и неповоротливая бюрократическая машина неожиданно проявила чудеса сноровки. Был объявлен мораторий на проверки предприятий — число проверок в первом полугодии сократилось почти в два раза. Предприятиям, у которых заканчивались лицензии, их автоматически продлевали и на время избавили от необходимости собирать документы для оформления новых лицензий. Индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам возмещали часть налогов. Был объявлен мораторий на банкротство предприятий. Резко сократились контрольно-надзорные функции. Например, разрешения магазинам на торговлю алкоголем стали выдавать без выезда комиссии для выяснения, нет ли там поблизости школ или детских садов. Оказалось, что это можно установить, нажав кнопку в «Яндекс. Карты». А когда были выделены средства на поддержку семей с детьми, две волны выплат прошли совершенно без бюрократической волокиты, чем вызвали общий восторг. Не потребовалось никаких справок, достаточно было только электронного заявления от родителей — и деньги капали на карту.

И даже удалось решить проблему с теми госуслугами, которые пока нельзя получить в цифровой форме (например, обмен паспорта и водительского удостоверения, у которых заканчивались сроки действия). Их действие просто продлили, и ничего, мир не перевернулся…

Так что же, наша госмашина проявила чудеса пластичности? В одночасье начала работать по-новому? Бюрократия стала современной и удобной? И уже многие СМИ и телеграм-каналы восторженно заговорили о том, что коронавирус подтолкнул цифровизацию госуправления и теперь не нужна будет армия чиновников, их можно сокращать. Не тут-то было.

Конечно, все познается в сравнении. Пиком бюрократизации в СССР считается 1985 год. Тогда, по данным ЦСУ СССР, в стране насчитывалось 2,03 млн управленцев (и это без учета партийных руководителей). Меньше, чем сейчас в России. И экономика тогда была чуть ли не в 2 раза больше, и людей в стране тоже было в 2 раза больше. Если сравнивать РСФСР и нынешнюю Россию, по числу чиновников мы тоже ушли вперед — тогда было всего 1 млн 160 тысяч.

Пожалуй, самый большой прирост чиновничества произошел после 2013 года. Тогда в нашей стране было 1 млн 455 тысяч госслужащих. Сейчас на 701 тысячу человек больше. А ВВП страны, если считать в долларах США, за это же время сократился с 2 трлн 289 млрд до 1 трлн 610 млрд, или на 679 млрд. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось с 15 млн в 2013 году до 19,9 млн человек в начале 2020-го.

Почему же родная действительность все суровее и суровее, несмотря на рост числа чиновников, которые должны были бы организовать все лучшим образом? На этот вопрос Георгий Клейнер, член-корреспондент РАН, ответил так:

— Мы переживаем бюрократизацию нашей жизни. Как ни парадоксально, этот процесс у нас соседствует с цифровизацией. Я помню, как в СССР внедряли автоматизированные системы управления (АСУ). Они должны были избавить нас от рутинной работы, чтобы мы наконец-то занялись творческим созидательным трудом. Кончилось это ростом бюрократического аппарата. И сейчас мы наблюдаем реинкарнацию этого процесса. Наивно думать, что безбумажный оборот, электронные услуги сделают нас более счастливыми. Нашему многоопытному человеку не следовало бы покупаться на такие рекламные призывы. Эффективность управления проявляется в качестве нашей жизни. И зависит она не от технических устройств, а от поведения людей, их отношений на разных ступенях управленческой лестницы. Когда-то я писал «Памятку для менеджера». Я говорил об умении слышать и видеть. Но главное — это чувство эмпатии. То есть умение понимать других людей, на которых влияют твои решения. Сегодня у нас в сфере управления это чувство полностью утрачено…

Впрочем, сами чиновники, если обратиться к исследованию пятнадцатилетней давности (а более свежих нет!), считают: низкая эффективность их работы — результат плохих законов, маленьких зарплат и больших нагрузок. Так что в нашей бюрократической машине лишних людей нет. И даже наоборот — есть куда расти.