Как Минсельхоз России выполнит поручения Президента Путина.

Дата публикации: 05.07.2013

25 июня на заседании Общественного совета при Минсельхозе России состоялось обсуждение проекта плана деятельности федерального аграрного ведомства на 2013 - 2018 годы, разработанного в соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Российской Федерации, сообщает пресс-служба аграрного ведомства.

В плане определены основные цели деятельности министерства, а также показатели и ключевые события, направленные на достижение роста производства сельхозпродукции, в том числе рыбной продукции, обеспечивающего продовольственную независимость страны; повышение качества жизни на селе; поддержку малых форм хозяйствования; сохранение эпизоотического благополучия и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора сельхозпродукции; повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

В ходе заседания члены Общественного совета при Минсельхозе России обсудили прогнозные значения отдельных показателей проекта плана, согласились с тем, что основным механизмом достижения указанных приоритетов государственной политики в сфере сельского хозяйства с учетом вступления России в ВТО является реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы.

В свою очередь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Юрьев отметил, что одним из ключевых показателей, характеризующих потенциал отрасли АПК, является рост производства сельхозпродукции. К 2018 году планируется увеличение объема производства продукции растениеводства на 15,5%, животноводства на 14,7%.

Говоря о поддержке малых форм хозяйствования, заместитель главы федерального аграрного ведомства подчеркнул, что в рамках принятых целевых программ к 2018 году более 10 тысяч начинающих фермеров и одна тысяча семейных животноводческих ферм получат гранты на создание, строительство или реконструкцию своих хозяйств.

В течение полугода план работы Минсельхоза России на ближайшие 5 лет будет представлен для публичного обсуждения и общественной экспертизы, которая завершится к концу текущего года.

В заседании, помимо представителей профильного министерства приняли участие представители крупного бизнеса, отраслевых союзов и организаций. Они отмечали: хотя государственная программа развития АПК до 2020 года уже начала действовать, это не говорит о том, что ее не надо улучшать. Недочеты и ошибки в разработке программы есть, и они с должны быть исправлены, отметили участники заседания.

Сегодня основная сложность в том, что в деревнях остается все меньше квалифицированных кадров, катастрофически падает привлекательность жизни.

Без решения этих вопросов, ни о каком стабильном развитии сельского хозяйства и укреплении продовольственной безопасности страны не может быть и речи.

Сельское население не просто уходит из сельской местности, оно активно бежит оттуда с твердым намерением никогда не возвращаться.

Несмотря на рапортуемые с мест достижения, ситуация в регионах весьма далека от идеальной. Так, неоднократно отмечалось, что газификация сельских территорий, фактически выполненная на бумаге, в реальности представляет собой коммуникации дотянутые, но не присоединенные к домам.

«Пока условия проживания в деревнях и селах не изменятся, нечего и думать, чтобы привлечь специалистов на село», - отмечает Генеральный директор медиа-группы "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов.

Без этого, как известно, никакого бизнеса, – ни малого, ни большого не построишь.

Надо понимать, что даже крупное, но единовременное вливание никаких результатов не даст. Необходима система действий, имеющая под собой как финансовые вливания в отрасль, так и контроль за расходованием бюджетных средств. Иначе получится как бывало уже не раз: средства идут, профильные органы рапортуют об освоении бюджетов, на деле же ситуация не двигается с места.

Комментарий редакции. «Дело чести – выполнить план на двести!», – так озаглавили процитированную заметку в пресс-службе аграрного штаба страны. Наверное, имеется в виду, что представленный план деятельности будет не только выполнен, но и вдвое перевыполнен.

Такое служебное рвение, конечно, не приветствовать нельзя вот только…

Само по себе принятие пятилетнего плана работы для новейшей аграрной истории страны – новелла необычная и очень положительная. Из этого документа сельскохозяйственные товаропроизводители и предприниматели из смежных сфер деятельности наконец-то смогут представить себе более-менее конкретные показатели, на которые можно ориентироваться, выстраивая собственные бизнес-планы и программы. Словом, впервые за последние почти двадцать пять лет государство устами Министерства сельского хозяйства РФ вслух конкретно заявило, на какие меры поддержки и, главное, - в каком объеме – будут отпущены средства федерального бюджета.

Еще одна новость: за каждым направлением деятельности, названных основными Целями Плана, коих насчитывается шесть штук (и, соответственно, - выделение этих самых средств), официально закреплен в качестве ответственного один из руководителей Минсельхоза. Например, за рост производственных показателей отрасли несет ответственность заместитель министра Д. Юрьев (официально эта цель называется «Рост производства основных видов сельскохозяйственной продукции, обеспечивающий продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации»). Статс-секретарь ведомства, еще один заместитель главы Минсельхоза А. Петриков будет курировать Цели №3 и 4: «Повышение качества жизни и комфортности проживания в сельской местности» и «Поддержка малых форм хозяйствования». А. Черногоров и глава Россельхознадзора С. Данкверт контролируют «Обеспечение эпизоотического благополучия территории Российской Федерации и осуществление ветеринарного и фитосанитарного надзора над сельскохозяйственной продукцией». Куратором всей аграрной информатизации назначен И. Манылов, а за рыбу, как всегда, ответит А. Крайний…

И это хорошо. По крайней мере, ясно, к кому обращаться по тем или иным вопросам и, естественно, с кого спрашивать. Впрочем, памятуя о том, как была не выполнена предыдущая государственная программа развития АПК, можно смело сказать, что позиции всех обозначенных кураторов иначе, как «расстрельными» не назовешь.

Собственно, вышеперечисленным позитив и заканчивается. А дальше, увы, начинаются конкретные цифры. Вглядимся в них чуть пристальней и сразу понимаем, насколько далеки они и от реальных потребностей сегодняшней деревни, и от тех высот, которые вслух обозначил гарант Конституции РФ, глава нашего государства Владимир Путин, который видит Россию через пять лет, как минимум, в числе мировых аграрных лидеров и экспортеров продовольствия.

Понятно, что при пятнадцатипроцентном росте объема производства сельхозпродукции за ближайшие пять лет ни о каком экспорте, помимо зернового, и речи быть не может. А, наблюдая, как растет продовольственный импорт в Россию после вступления в ВТО, смело можно сказать, что без продуманной государственной разумной аграрной политики путинская ориентировка попросту нереализуема.

Во всяком случае, при тех системах и уровнях государственной поддержки, которые существуют сегодня.

Не вызывает ровно ровно никакого энтузиазма параграф плана, согласно которого на село за пять лет будет поставлено при господдержке всего чуть больше четырнадцати с половиной тысяч тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (Ау! Где ваши мечты, российские сельхозмашиностроители!).

А уж о социальных показателях и говорить не приходится. Уровень газификации сельской местности сетевым газом в 2018 году составит, согласно Плану, 59,7%; обеспеченность сельского населения питьевой водой – 61,8%.

По поводу развития фермерства цифры тоже не радуют. Достаточно вспомнить, что в высокоинтенсивном аграрном секторе США работают более 2,25 млн фермерских хозяйств. Сколько их нужно в России – никто не знает и не скажет. Но явно речь также должна идти о миллионах, а не сотнях штук.

Впрочем, явных лакун в Плане действий Минсельхоза очень много, всего не перечислишь. Так что не нужно быть большим провидцем, чтобы предсказать недостижимость президентской мечты о мощном отечественном аграрном секторе экономики.

Понятное дело, существенный подъем тяжелой, экономически не стабильной, ресурсоемкой и затратной аграрной отрасли требует очень серьезных финансовых вливаний.

Сколько?

К сожалению, всерьез этого никто и не считал, полагая несбыточной саму идею серьезного государственного внимания к нуждам сельского хозяйства. Но ясно, что речь идет об увеличении финансирования не на какие-то проценты, а в разы и, возможно, на порядки.

Нам скажут: нельзя все ресурсы отдать селу. Есть ведь еще и культура, и образование, и Олимпиада, и футбольный Мундиаль, и укрепление структур правопорядка, и перевооружение армии, и протчая, и протчая, и протчая...

Да, ответим. Все так. Вот только, если и дальше так дело пойдет, где вы возьмете для российских Вооруженных сил здоровых, обученных солдат! Хотя бы и в том же 2018 году.

Ну, а в завершение комментария – на уже многажды оговоренную тему.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – это орган государственной власти. Оно вольно предлагать варианты действий в тех рамках, которые ему устанавливают Правительство, Президент и суммах, определенным нашим парламентом. Поэтому-то и ждать от государственной структуры, что она всерьез встанет на сторону сельхозпроизводителя, попросту нелепо. Главу ведомства, который попробовал бы сделать это, - в любой стране, а не только в России, - ждала бы мгновенная и неминуемая отставка.

Так что приходится вновь и вновь повторять: до тех пор, пока в нашем Отечестве не появится мощное аграрное лобби, бессмысленно ждать, что кто-то донесет до верховной власти, включая и самого Президента, правду о подлинных нуждах российского крестьянства. (Собственно, именно на это и нацелена проходящая на AgroNews акция «Подпиши письмо Путину»).

Словом, если не защитить самое себя, российской деревне и впредь, как и при всех прежних режимах, суждено оставаться открытой для государственного грабежа внутренней колонией.

Источник публикации: Крестьянские Ведомости