Кремль занялся малым бизнесом

Дата публикации: 18.06.2013

Эксперты оценивают поручения Путина правительству скептически - президент начал не с того

После 15 лет игры на стороне крупного капитала Кремль решил помочь малому бизнесу. В пятницу президент Владимир Путин подписал, наконец, перечень поручений правительству по итогам встречи с предпринимателями, которая состоялась 23 мая в Воронеже. К 1 сентября премьер Дмитрий Медведев должен:

– выработать дополнительные механизмы налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес;

– определить новый порядок присоединения субъектов предпринимательской деятельности к инфраструктуре естественных монополий и расчет платы за такое присоединение;

– расширить механизм госгарантий бизнесменам, упростить административную процедуру их предоставления;

– упростить налоговое администрирование для субъектов малого предпринимательства;

– создать преференции при госзакупках товаров, произведенных на территории РФ;

– создать преференции для отечественных производителей высокотехнологичных лекарств, входящих в перечень жизненно необходимых;

– преодолеть скрытые отраслевые барьеры, которые не позволяют воспользоваться преимуществами ВТО и препятствуют выходу российских товаров на рынки иностранных государств.

Способно ли правительство Медведева решить эти задачи и реанимировать малый бизнес в России?

– Поручения главы государства правильные, – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Другое дело, я лично предлагаю подобные меры с 1994 года. А многие умные люди то же самое предлагали задолго до меня. Возможно, Владимиру Владимировичу следовало потратить три недели с момента встречи в Воронеже, чтобы выяснить: что мешало прежде воплотить в жизнь его добрые намерения?

На мой взгляд, проблема в том, что поручения Владимира Путина правильные, но недостаточные. Если их реализовать, бизнес-климат в России улучшится крайне незначительно. Просто потому, что главные проблемы бизнеса в нашей стране совершенно иные.

Ключевая проблема – это незащищенность собственности. К российскому предпринимателю могут в любой момент прийти чиновники или силовики и отобрать что угодно – причем, на формально законных основаниях. Чтобы обеспечить права собственности бизнесу (именно малому и среднему, потому что крупный обеспечивает их путем неформальных договоренностей), нужно резко снизить уровень коррупции в стране. Владимир Путин в своем поручении об этом ни слова не говорит.

Вторая проблема, которая душит малый и средний бизнес – недоступность кредитов. На деле, она вытекает из первой. Под залог чего банкиру кредитовать предпринимателя, если все, что у него есть, могут в любую минуту отнять?! Поэтому банки закладывают в ставки по кредитам все мыслимые и немыслимые риски.

«СП»: - А еще какие «болевые точки» вы видите?

- Возникают вопросы и к конкретным пунктам путинского поручения. Скажем, президент требует расширить механизм предоставления госгарантий. Но мы видели, как работают такие механизмы на практике в середине 1990-х. Тогда государство выделило субсидии на развитие малого бизнеса 50 тысячам предпринимателей. Но деньги эти до получателей не дошли – они осели в карманах родственников и друзей чиновников, ведавших их распределением. В случае с госгарантиями история может повториться.

Президент, кроме того, предлагает улучшить налоговое администрирование. На деле, следовало бы снять с налоговиков план по сбору «дани» с бизнеса. Сегодня налоговая инспекция приходит к бизнесмену, накладывает на него административный штраф, и замораживает счета предприятия. Сплошь и рядом претензии ничем не обоснованы – просто инспекции нужно выполнять план по сбору налогов. А как его выполнить, если экономика валится?! Только вот таким способом – «прессованием» бизнеса. Потому бизнес бежит из России.

Вообще, если говорить о налоговом администрировании, следует решить кардинальную проблему: поменять систему бухгалтерской отчетности и объединить ее с системой налоговой отчетности. Это очень непростая задача в масштабах страны, но необходимая как воздух для развития экономики.

Я также не понимаю, почему в поручениях речь идет о каких-то частичных преференциях при госзакупках товаров, произведенных в России. Правила ВТО, между прочим, позволяют любые меры по стимулированию госзакупок отечественных товаров. Грубо говоря, мы имеем право сказать зарубежным партнерам: идите к черту – мы покупаем за бюджетные деньги только российские товары! Правда, в этом случае, если президент захочет кататься на приличной машине – ему придется для начала поднять отечественное автомобилестроение. И авиационную промышленность тоже, если он не хочет разбиться в авиакатастрофе. Нужен ли такой подход нынешней элите – огромный вопрос.

А фраза, что надо преодолевать ведомственные барьеры для нашего экспорта?! На деле, это российскому экспорту надо преодолевать барьеры ВТО. С 2000 года наша власть вела переговоры по присоединению России к ВТО – и добилась желаемого. Правда, это присоединение произошло на заведомо кабальных условиях. По-хорошему, следовало бы не выявлять ведомственные барьеры, а завести уголовные дела на ряд высших чиновников за принятие этого антинародного решения.

Каким будет итог реализации президентских поручений? Думаю, дело в очередной раз закончится пшиком – большим пшиком…

– Государство для предпринимателей может сделать одно – улучшить институциональные условия, – считает доктор экономических наук, председатель экспертного совета объединения малого и среднего бизнеса «Опора России» Никита Кричевский. – Медведеву же, по сути, поручено увеличить число предпринимателей за государственный счет. Такого нет ни в одной стране мира.

Да, наша налоговая система оставляет желать лучшего. Бизнес уходит «в тень», потому что нет должного контроля, прежде всего, со стороны налоговых органов за его работой. Сюда добавляется существенная коррупционная нагрузка. Но эти проблемы носят именно институциональный характер – их списком поручений не исправить.

Я вообще считаю: если кому-то из предпринимателей помогать – то только тем, кто занимается производством, а не куплей-продажей. Таких бизнесменов в России очень немного. Нужно жестко разграничить получателей госпомощи, нужно оказывать финансовую помощь – а налоговые льготы та же финансовая помощь – точечно, адресно. Давайте говорить об индивидуальных предпринимателях, давайте говорить о малых предприятиях в малых населенных пунктах. Но зачем всех стричь под одну гребенку? В конце концов, давайте разбираться с административной коррупционной составляющей. Сегодня все уши прожужжали о борьбе с коррупцией, но ровным счетом ничего не делается, чтоб ее уменьшить…

– Поручения президента решают не более 5% проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в России, – уверен президент Российского союза производителей сельскохозяйственной техники, совладелец завода «Ростсельмаш», лидер «Партии дела» Константин Бабкин. – В них ничего не говорится о снижении налогов на предприятия, которые производят высокотехнологичную продукцию и активно модернизируются. Не сказано о выравнивании конкуренции между российскими и зарубежными производителями, о необходимости снижать процентные ставки по банковским кредитам. Нет реальных поручений по снижению цен на энергоресурсы. Говорится про пересмотр цены подключения к инфраструктуре естественных монополий, но не сказано, что в России тарифы на электроэнергию вдвое выше, чем в развитых странах. Другими словами, перечень Путина решает важные, но не принципиальные задачи.

Почему президент принимает такие половинчатые меры? Беда в том, что Путин окружен экономическими советниками, которые загнали страну в экономический тупик. Эти люди загнали деньги России в Стабилизационный фонд и ценные бумаги США. Их главная позиция всегда состояла в том, что не нужно здесь ничего развивать, а нужно бороться с инфляцией и вступать в ВТО. Эти советники и сейчас остаются у руля власти. Пока Путин окружен ими, ждать добра не приходится…

Источник публикации: Свободная пресса