Геопаралитика: ЕС продумает персональные санкции для Белоруссии

Дата публикации: 14.08.2020

Европейский союз (ЕС) может ввести санкции в отношении конкретных должностных лиц Белоруссии, «ответственных за насилие, аресты и фальсификацию результатов» президентских выборов. Как рассказали собеседники «Известий» в Европарламенте, этот вопрос будет одним из ключевых на внеочередной встрече 27 глав МИД ЕС 14 августа. При этом активнее всего о санкциях говорят Латвия, Литва и Польша, а столь же резких призывов ввести ограничения от других европейских стран не слышно.

Трое из ЕС

14 августа по запросу Польши главы МИД Евросоюза проведут внеочередную встречу, на которой обсудят ключевые вопросы международной повестки. Главной темой будет ситуация в Белоруссии после президентских выборов, которые Евросоюз «не считает ни свободными, ни справедливыми».

«Мы будем изучать действия белорусских властей в этой ситуации и проводить глубокую переоценку наших отношений с Белоруссией, что может включать в том числе принятие адресных мер против ответственных за насилие, аресты и фальсификацию результатов выборов», говорится в заявлении главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля.

Как рассказал «Известиям» европейский дипломатический источник, речь может пойти о том, чтобы ввести меры против отдельных должностных лиц в Белоруссии. Какие конкретно ограничения возможны, пока не известно.

— Что можно сделать, так это вновь ввести санкции против конкретных политиков. Такое уже было. Белоруссия — страна, к санкциям привыкшая, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по международным делам, французский депутат Тьерри Мариани. — При этом мы знаем, что фундаментально такие меры поведение страны не меняют никогда. Их введение происходит скорее от бессилия.

На том, чтобы как-то реагировать на происходящее в Белоруссии, активнее всего настаивают Польша и страны Балтии. Как заявил в эфире «Эхо Москвы» глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, его страна считает оптимальными такие санкции, «которые не повредили бы людям». Те же Латвия, Литва и Польша в минувшие дни разработали план деэскалации в Белоруссии из трех пунктов: запрет на применение силы в отношении протестующих, освобождение задержанных и, наконец, диалог с представителями гражданского общества.

Реагируя на события в Белоруссии, мы считаем очень важным скоординировать наши действия в рамках ЕС и выработать общую европейскую позицию, — заявили «Известиям» в МИД Литвы. — По нашему мнению, Союз должен пересмотреть свои отношения с Минском, и это должно иметь последствия для белорусских чиновников, ответственных за фальсификацию результатов голосования и насилие в отношении протестующих.

Что касается остальных 24 членов Евросоюза, то идею обсудить (но пока не ввести) санкции в адрес Белоруссии поддержали в ФРГ. Как говорится в сообщении германского МИДа в Twitter, участники объединения «должны обсудить, уместна ли отмена санкций, учитывая насилие, запугивание и задержания». С заявлениями по теме также выступили в Вене и Любляне. Так, канцлер Австрии Себастьян Курц сказал о необходимости «четкой реакции ЕС», а премьер-министр Словении Янез Янша призвал «провести новые выборы при серьезном присутствии международных наблюдателей».

Минск на угрозы рестрикций отреагировал не так резко, как можно было бы ожидать. Согласно заявлению белорусского МИДа, им небезразлична реакция зарубежных партнеров.


Это уже далеко не первый раз, когда в Евросоюзе говорят о санкциях в отношении Белоруссии. Пакет ограничений был введен еще в 2004 году, после того как в 1999–2000 годы в республике исчезли журналист, бизнесмен и два оппозиционера. В 2011 году, после прошедших за год до этого президентских выборов, он был расширен, в ЕС это обосновали нарушениями стандартов проведения выборов и прав человека. Санкции начали постепенно ослаблять в 2015 году — тогда было приостановлено действие ограничений против 170 физических лиц и трех компаний. Поводом для смягчения в ЕС назвали освобождение заключенных, которых Брюссель называл политическими.

На сегодня в отношении Минска действуют заморозка активов, оружейное эмбарго, запрет на экспорт «товаров для внутренних репрессий» (например, полицейской экипировки, не входящей в общий военный список ЕС) и на въезд в ЕС лиц, причастных к исчезновениям людей в 19992000 годах. В феврале 2020-го эти санкции продлили на один год.

Дружба дружбой, а поддержка врозь


От остальных стран Евросоюза столь категоричных призывов не прозвучало. Так, Франция, один из локомотивов ЕС, ограничилась лишь призывом к «максимальной сдержанности» из-за «актов насилия в отношении белорусских граждан» на демонстрациях. При этом глава Пятой республики Эммануэль Макрон обратился не к Александру Лукашенко, а к президенту РФ Владимиру Путину: в телефонном разговоре от 12 августа он «выразил большую озабоченность по поводу ситуации в Белоруссии и насилия в отношении граждан в период выборов» и «подчеркнул необходимость возвращения на путь диалога».

Внутри Германии также не все считают, что санкции — это способ общения между странами. Так, по словам депутата бундестага от партии «Левые» Александра Ноя, любые ограничения идут вразрез с международным правом.

— Евросоюз сейчас — не нейтральная сторона. И пример с Украиной доказал, что у Брюсселя своя геополитическая игра. При этом мы в партии «Левые» критикуем действия Александра Лукашенко и его администрации, так же как и критикуем подавление демократических свобод повсюду — в США, Франции и так далее. Но мы уважаем их суверенитет, — заявил «Известиям» немецкий политик, добавив, что граждане республики должны сами все решить без внешнего вмешательства.


По мнению научного директора Германо-российского форума Александра Рара, прибалтийские страны и Польша, похоже, хотят сыграть в Белоруссии ту же самую роль, которую в украинском кризисе сыграли Германия, Польша и Франция. Именно они в 2014 году заставили экс-президента Виктора Януковича подписать соглашение с оппозицией, после чего тот покинул страну.

— Конечно, Польша и Прибалтика действуют против Лукашенко и играют в свою геополитику. Были разговоры о сдерживании России, и Белоруссия, как им кажется, прекрасный для того плацдарм, — сказал «Известиям» эксперт. — В свою очередь Германия и Франция ведут себя так сдержанно, потому что понимают: Лукашенко — это не Янукович. На Украине у ЕС было очень сильное влияние, Белоруссия же военный союзник России, поэтому и у Москвы есть совершенно другие по легитимности возможности вмешиваться в этот процесс.

По оценке Александра Рара, европейские страны, исходя из своих ценностей, безусловно, встанут на защиту митингующих и будут критиковать белорусское руководство, но в то же время не рискнут сильно вмешиваться. Политическое внедрение Евросоюза в белорусский конфликт чревато новым обострением отношений объединения с Россией, а излишнее давление на республику приведет лишь к дополнительному сближению Минска и Москвы, чего в ЕС совершенно не хотят, подытожил политолог.

Помимо Евросоюза о санкциях традиционно заговорили Соединенные Штаты. Так, Майк Помпео в интервью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» 12 августа заявил, что Вашингтон допускает введение ограничений и приостановку поставок нефти Белоруссии. Когда и как это случится, непонятно: конкретные шаги пока не определены.

Источник публикации: Известия