МГУ
Существующее состояние и тенденции ТЭК не отвечают интересам экономики страны, препятствуют развитию промышленности и повышению уровня жизни населения. Являясь значительной статьей расходов каждой компании и каждого гражданина, продукция естественных монополий и нефтяных компаний влияет на все сферы жизнедеятельности России. Безграмотная политика ценообразования и налогообложения в отношении ТЭК наносит огромный урон стране.
В начале конференции «Внешние и внутренние угрозы российского ТЭК» эксперты обсудили текущую ситуацию. По их мнению, сейчас возврат НДС при экспорте газа, нефти и нефтепродуктов ведет к экспортной ориентации данной отрасли и зависимости от внешних рынков. Яркий пример – кризис 2009 года, когда Российская Федерация продемонстрировала наибольший спад среди стран БРИК в производстве и экспорте.
Также, считают участники, закладывание в тарифы и цены предприятий ТЭК инвестиционных составляющих и амортизационных расходов приводит к тому, что внутренние потребители платят дважды.
Рост регулируемых тарифов эксперты посчитали основным фактором инфляции в российской экономике, а также снижения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей.
Булат Нигматулин, первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий считает, что сегодняшняя угроза российскому ТЭК – это внешний мир, который сильно меняется, глобализируется. С другой стороны – это угроза российского ТЭК реальной экономике – это вопросы эффективности, отсутствие энергетической стратегии, истощение ресурсов, цены на них., подчеркнул Нигматулин.
ТЭК перестает быть локомотивом российской экономики и действенным средством геополитики, считают эксперты. Например, Алексей Макаров, директор Института энергетических исследований подчеркнул, что, к сожалению, сегодня не подготовлено эффективной замены в нашей экономике.
Андрей Веселков, эксперт Федерации автовладельцев России (ФАР), констатировал печальную статистику. По его мнению, в России потребитель ТЭК платит дважды: сначала инвестиционные надбавки включаются в цену продукции, чтобы предприятия могли накопить инвестиции, затем на эти деньги покупаются основные средства, которые через амортизацию также включаются в цену продукции.
Два года назад ФАС были подготовлены законопроекты о ценообразовании, об обороте нефтепродуктов и институциональном доступе к трубе, рассказал Павел Субботин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. «До сих пор эти нормативные акты гуляют по коридорам Газпрома, Минэнерго и иных ответственных организаций», - добавил чиновник. Далее выступил Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН, который рассказал о магистральных газопроводах. «Был принят третий энергетический пакет, который обозначает, что те магистральные газопроводы, которые мы построили не могут принадлежать нам. Более того, они будут принадлежать даже не странам, на территории которых они проложены, а третьим организациям», - возмутился таким положением академик.
Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК ИПЕМ, поднял проблему стоимости газа в России. «К сожалению существует негативная тенденция роста цен на традиционный газ в России, которая значительно усугубляется давлением технологического фактора, поэтому не стоит надеется, что мы сможем долго сохранять преимущество в этом сегменте», - уверен эксперт.
В мире есть два пути развития ТЭК: китайский с сильным влиянием государства и западный путь, где свободный рынок и развита конкуренция малого бизнеса. Александр Романихин, председатель Союза производителей нефтегазового оборудования убежден, что проблема России в том, что она не может идти по китайскому пути, потому что без сильного государственного контроля у нас будет продолжать процветать воровство.
Участники конференции предложили несколько первоочередных мер по урегулированию беспорядка в отрасли в форме Решения. Благодаря предложенным мерам, считают участники конференции, основу доходов предприятий ТЭК будет составлять внутренний рынок, что снизит зависимость этих компаний и экономики страны от внешних, нестабильных поставок и, соответственно, риски, связанные с обострением конкуренции в мире. При этом огромную поддержку получат и сельскохозяйственные предприятия, а соответственно выиграют потребители их продукции и государство в целом.