МЭФ-2017: Круглый стол № 24 «Экспертное сопровождение государственной экономической политики: вызовы и проблемы»
30 марта 2017, 10:00

Шуваловский корпус МГУ им. Ломоносова

Московский экономический форум выступил площадкой обсуждения экспертного потенциала в России. В дискуссии приняли участие представители Общественной палаты РФ и объединения «Опора России», а также федеральные и региональные органы власти.

Модераторами мероприятия выступили заведующий кафедрой политического анализа МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Соловьев и председатель Общероссийской общественной организации «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров – РУС», Татьяна Журавлева. Она пояснила главную цель секции: «Наша с вами задача в самом конце подготовить резолюцию. Она будет направлена в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации».

Участники круглого стола подняли тему современных экономических и политических вызовов, какие задачи они ставят перед госслужащими и обществом. Обсудили изменения, которые следует внести для повышения эффективности взаимодействия и проблемы экспертного сообщества при взаимодействии с органами государственной власти. Большое внимание на круглом столе было уделено вопросам общественного представительства и компетентности экспертов.

Были выделены самые успешные, по мнению спикеров, формы общения власти и экспертного сообщества. Например, профильные конференции и форумы, преимущество которых очевидно: это свободный творческий характер коммуникаций, свободный обмен мнениями. А также, проектно-аналитические сессии, где формируются различные предложения по совершенствованию той или иной экспертной области, в том числе, управленческой. Иван Беланов, представитель Союза WorldSkills, уверен, вторая форма на сегодняшний день носит явное преимущество, поскольку «выключает» экспертов из привычной среды. «Ограничение в том, что провести хорошую сессию, проектно-аналитическую, очень сложно. Нужна команда специализированных модераторов, людей, которые обладают высоким уровнем компетенций. И если такой команды не будет, то уровень качества сформулированных предложений будет очень низким, и потратятся огромные деньги на ничто».

Спикеры говорили о важности создания экспертного совета при федеральных органах власти. «Важно, чтобы в нем принимали участие люди, имеющие конкретную экспертную позицию. Они должны быть не только лидерами общественных мнений», — звучало за круглым столом.

Также, было отмечено, что экспертное сообщество может стать институтом, который продуцирует новые идеи, предлагает проекты, нестандартные решения. Эта потребность сегодня возникает на уровне федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных в прорывных решениях, которые, действительно, думают в том, чтобы предложить новые инициативы, а дальше пытаться их реализовать на федеральном уровне или спустить вниз, в регионы. Дмитрий Солонников, представляющий Институт современного государственного развития, отметил, что на уровне субъектов за экспертным советом обращаются, прежде всего, молодые руководители. «Конечно, иногда приходит новый молодой руководитель, ему нужно показать свою активность, инициативу, тогда он пытается коммуницировать с экспертным сообществом, тогда может быть контакт и проводиться отдельные экспертные сессии». Однако, дополнил спикер, чаще всего происходит ситуация, когда управленцы начинают задумываться о том, зачем же им нужно взаимодействие с экспертным сообществом.

В финале круглого стола участники пришли к выводу, что, если государству удастся сформировать молодежь, которая занимается любимым делом, зарабатывает тем, что, действительно, внутри близко, то оно получит ответственный бизнес. Соответственно, уплату налогов, желание вести диалог.

Стенограмма Круглого стола №23

Презентации
Новодворский И.

Колганов Е.С.

Толмачева И.В.

Уткина В.В.

Вилисов М.В.

Array
(
    [ID] => 203
    [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54
    [IBLOCK_ID] => 18
    [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 422
    [CODE] => data_file_time
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => DateTime
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)
1
Ирина Толмачёва
координатор МЭФ
«Реестр лоббистов необходим, потому что у нас лоббизм никак не регулируется в стране, и у нас соответственно, отсутствуют механизмы доступа к чиновникам и отбора экспертов. Реестр бы позволил вычислять этих легальных лоббистов и частично обеспечил бы им доступ к власти, чтобы власть могла их услышать.»
Валерия Уткина
старший преподаватель НИУ ВШЭ
«Эксперты зачастую предлагают радикальные и слишком серьезные изменения, которые не вписываются в понимание органами власти. И тут аспект такой, что экспертно-аналитическое сообщество, чаще всего, не несет ответственности за результаты реализации подобных предложений.»