Ломоносовский корпус МГУ
Организатор: Студенческий союз МГУ имени М.В.Ломоносова
О теме:
Как и с чего начать свой бизнес: возможности и риски при запуске стартапов в современной России. Ограничения и вызовы экономического кризиса для предпринимательства: сравнительные тенденции на мировых рынках. Какой бизнес нужно открывать в кризис и существует ли правильная ниша? Как определить главные конкурентные преимущества при запуске стартапа? Роль и вклад молодежи в развитие малого и среднего бизнеса в современной России.
Модераторы:
Николай Кувикин, генеральный Директор компании IRONDEER, исполнительный директор Всероссийского Сообщества Молодых предпринимателей России, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова
Вячеслав Семенчук, бизнес-тренер Бизнес-Школы «Сколково», создатель образовательного проекта «Стартап-Хирург»
Участники:
Чигарева И.В., Куркович Д.И., Тимошин И.С., Кибкало Д.А., Семенчук В.В., Муслимов М.И., Нигматулина К.Р., Преображенский Б.С., Скоробогатый М.С.
Молодые предприниматели и бизнесмены обсудили как начать свой бизнес в условиях меняющейся конъюнктуры и определить приоритетные направления для развития бизнеса. Встреча прошла в формате круглого стола в рамках четвёртого Московского Экономического Форума.
Открывая встречу Вячеслав Семенчук, серийный предприниматель, сразу же обозначил одну из главных проблем тех, кто начинает своё дело — сложность в выборе ниши для бизнеса. Как считает спикер, самая практическая вещь сегодня — это брать различные ниши услуг.
«Мы сейчас живём в кризисное время, тем более у нас большое количество санкций различных, и, по моему мнению и по практике взаимодействия особенно с ребятами в регионе, как бы это ни странно и аполитично звучало — это ниша импортозамещения. То есть действительно сейчас открывается большое количество ниш, начиная от разработки программного обеспечения (ПО), заканчивая созданием производства на территории России, потому что мы объективно стоим и начали стоить дешевле, чем производство или разработка в большинстве стран. И объективно сейчас являемся вполне конкурентными для международных ниш», — отметил Семенчук.
Коллегу поддержала и предприниматель из Липецка Евгения Бондаренко.
«Очень часто молодые предприниматели говорят: „А я не знаю, с чего начать“. На самом деле, это очень страшный вопрос, потому что они думают, что главное — сделать первый шаг, а дальше как-нибудь они разберутся. К сожалению, не у многих получается. У кого-то, да, они первый шаг делают, потом они стараются со своими проблемами бороться, но лучше всего — просчитать вашу бизнес-модель, и уже идти вперёд, заведомо зная все свои риски и все свои возможности», — поделилась мнением Бондаренко.
По мнению Евгении, сегодня нашей стране не хватает культа предпринимателя, существует лишь устоявшаяся модель хорошего специалиста. А это значит, что молодые люди выходя из стен университета, скорее всего, будут искать себе хорошую работу, нежели начинать собственный бизнес. Эту ситуацию нужно менять, считает спикер.
Отсутствие масштабности у молодых бизнесменов в подходе к собственному делу — вторая проблема, на которую обратила внимание собравшихся Евгения Бондаренко.
«Я вас хочу предостеречь от такого ограниченного мышления, когда вы будете стартовать свой бизнес. Думайте сразу на перспективу, думайте о глобальной бизнес-модели, как ваш бизнес будет дальше развиваться», — заметила Бондаренко.
Если делать бизнес, то делать именно такие вещи, которые в долгосрочной перспективе могут стать фундаментом и для нашей жизни, и для страны, — считает предприниматель Борис Преображенский.
«Я общаюсь с большим количеством коллег-предпринимателей со всего мира, и то, что я заметил в сравнении с Германией. В Германии есть какая-нибудь булочная. Она была у прадедушки, у внука, у правнука булочная. Он не бежит открывать автомойку, кафе-ресторан, он занимается булочной, не превращает ее в большой магазин. У него одна булочная, и он над ней работает, зарабатывает деньги, обеспечивает семью, налоговые поступления в бюджет, зарплату сотрудникам платит. И это стабильность, это экономика Германии. А у нас: „Я тут заработал, там открыл, тут потерял, опять открыл, заработал, потерял, опять открыл“. Это нестабильность. Поэтому давайте двигаться к стабильному бизнесу», — призвал Преображенский.
Основная мысль, звучавшая из уст собравшихся — быть ближе к потребителю и внимательнее изучать его желания. Особое внимание следует уделять сервису, придумывать его, и предоставлять клиенту.
Дмитрий Кибкало, основатель компании «Мосигра» считает, что сервис — конкурентное преимущество малого бизнеса. И под сервисом можно понимать совершенно разные вещи: как качество общения, качество обслуживания клиента, так и предпринимательскую хитрость. Ассортимент и цена, по мнению докладчика, не самые сильные стороны малого бизнеса.
«К сожалению, молодые предприниматели забывают о том, что в некоторых сферах спрос не эластичен по цене, как, например, моя сфера деятельности — это производственный консалтинг. Но сейчас бизнесы настолько стали похожи, практически одинаковые, а на рынке одинаковых цен действительно выигрывает сервис. Сервис может быть разным, и вы уже можете применительно к своей деятельности сделать свой сервис удобным, полезным и ценным для вашей целевой аудитории. На это обязательно нужно делать акцент и обращать внимание», — отметила предприниматель Евгения Бондаренко
Второй «Газпром» вряд ли получится создать, а многие бизнесы, которые есть на западе для нас не всегда актуальны — отметили участники встречи. Самая оптимальная по мнению собравшихся сфера для предпринимательства — сфера услуг, а популярность набирают направления, перекочевавшие из офлайна в онлайн.
Предприниматель Борис Преображенский считает, что такая схема развития бизнеса на сегодня наиболее перспективна.
«Я считаю, что любой крупный бизнес, именно какой-то промышленный, он потихонечку перекочует в онлайн. Закроются сетевые магазины, все это уйдёт в онлайн. И если первыми заняться... Сейчас уже многие продают бетон, песок — все в Интернете. Но это направление из онлайна перекочёвывает в офлайн, и в этом есть некая изюминка», — подчеркнул Преображенский.
«Предпринимателем быть — архисложная работа. Нужно жить своим делом и тогда любой бизнес станет лёгким и не будет дисбалансов. Самый оптимальный вариант предпринимательства — флагман, который на всех парусах идёт вперёд», — поделился своим мнением Муслим Муслимов, предприниматель и общественный деятель.
Илья Тимошин, председатель Комитета АМПР по развитию бизнес-проектов отметил, что нужно учиться из каждой ошибки извлекать опыт и возможности.
«Нас со школы учат бояться совершить ошибки, ругают за неправильные действия, формируется страх оценки другими, который мешает большинству продолжить предпринимательскую деятельность. Человек, который не делает ошибок, вообще ничего не делает. Нужно учиться из каждой ошибки извлекать опыт и новые возможности, а нас этому не учат. А чем больше ошибок, тем больше опыта и возможностей», — сказал Тимошин.
Заключая встречу её участники пришли к выводу, что при правильной поддержке молодые предприниматели смогут создать новые смыслы и горизонты, так как их взгляд не затёрт прошлым. А так же пожелали себе и будущим коллегам сохранить романтизм не теряя опыт, и попросили не забывать, что человек важнее материальных благ.
Array ( [ID] => 203 [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54 [IBLOCK_ID] => 18 [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия [ACTIVE] => Y [SORT] => 422 [CODE] => data_file_time [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => DateTime [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия [~DEFAULT_VALUE] => ) 1