МЭФ-2016: Конференция №13. «Наука и образование в России: антикризисная стратегия»
23 марта 2016, 10:30

Ломоносовский корпус МГУ


О теме:

В XXI веке творческий потенциал и человеческие качества всех граждан становятся главным ресурсом эффективного развития и высокого качества жизни каждого. Образование, доступное для всех, — это главное условие движения нашей страны к «обществу знаний». В настоящее время российское образование и наука пребывают в глубоком кризисе. Предпринимаемые Правительством и Министерством образования и науки РФ меры ведут к его углублению и угрожают потерей значительной части интеллектуального и человеческого потенциала страны. Участники обсудят стратегию возрождения российского образования и науки.


Модераторы:

Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию

Анатолий Миронов, председатель Профобъединения «РКК-Наука», сопредседатель Конгресса работников образования, науки, культуры и техникистарший научный сотрудник Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук

Наталья Яковлева, к.э.н., доцент, в.н.с. Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте


Участники:

Барабанер Х., Бондырева И.Б., Головина Т.Е., Джерелиевская И.К., Дроздов Б.В., Ермакова И.В., Зухба Е.Н., Кашин Б.С., Кривошеева-Медянцева Д.Д., Миронов А.С., Пантин В.В., Сенаторова Е.А., Смирнова Е.Е., Смолин О.Н., Черняго Л.С., Чокан Л., Шестоперов С.А., Эпштейн Д.Б., Яковлева Н.Г.



Спикеры Московского экономического форума обсудили проблему доступности образования в России. Дискуссия прошла в рамках конференции под названием «Наука и образование в России: антикризисная стратегия». Активными участниками дискуссии стали ведущие ученые научно-исследовательских институтов РАН, университетов и других научно-образовательных центров России, представители профсоюзных объединений и общественности.

Эксперты обсудили положение образования и науки в XXI веке, стратегию возрождения науки, образовательную политику и законодательство, и многое другое. Главный вопрос, стоящий перед спикерам, звучал так: «Как сделать образование доступным для всех, ведь это основное условие движения России к «обществу знаний?»

Прозвучало мнение о том, что сегодня образование в России, как и экономика, пребывает в кризисном состоянии. Предпринимаемые Правительством меры ведут не к оздоровлению ситуации, а напротив, имеют разрушительный эффект. Более того, они угрожают потерей значительной части интеллектуального и человеческого потенциала страны.

Главной проблемой, говорили эксперты, по-прежнему остается экономия бюджетных средств на отрасли — уровень финансирования образования в России предпоследний из развитых стран. По мнению спикеров, при таких расходах крайне сложно провести полную модернизацию. Отсюда вытекает другая «головная боль» — массовая бюрократизация российского образования. Учителя в школах, как и десятки лет назад, тратят колоссальное количество времени на бумажную волокиту, что несет непоправимый вред, и прежде всего детям. С трибуны звучала критика в адрес закона об образовании, принятого в 2012 году: «Цели не определены, основных моментов, — рассказала Наталья Яковлева, внештатный научный сотрудник Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, — которые определяют образовательную политику в стране, нет, люди на местах смотрят и не понимают ничего».

С тревогой о реформах образования говорили представители профсоюзных организаций. В то время как мировые тенденции направлены на расширение образовательных программ, в России происходит сужение. Не только преподавательский состав, но и научных работников переводят на договорную систему. Принципы единоначалия для научных организаций губительны, они создают огромный инструмент административного давления, поэтому, звучало в зале, надо возрождать статус преподавателя, который может противопоставить свое мнение администрации.

На конференции коллеги делились опытом зарубежных поездок. В качестве главной особенности европейской и западной систем образования, отмечали низкий уровень бюрократии, от которой в России, судя по настроениям, царившим в зале, страдает большинство научного сообщества и преподавателей.


Материалы Конференции
Презентация Чокан Л.

Презентация Ермаковой И.В.

Антикризисная организация жизни

Презентация Головиной Т.Е.

Презентация Кривошеевой-Медянцевой Д.Д.

Презентация Сенаторовой Е.А.

Презентация Егоровой-Гудковой Т.

Презентация Черняго Л.С.

Array
(
    [ID] => 203
    [TIMESTAMP_X] => 2023-04-07 14:48:54
    [IBLOCK_ID] => 18
    [NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 422
    [CODE] => data_file_time
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => S
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => 
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => DateTime
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Дата раскрытия файлов материалов мероприятия
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)
1