Ломоносовский корпус МГУ
О теме:
В XXI веке творческий потенциал и человеческие качества всех граждан становятся главным ресурсом эффективного развития и высокого качества жизни каждого. Образование, доступное для всех, — это главное условие движения нашей страны к «обществу знаний». В настоящее время российское образование и наука пребывают в глубоком кризисе. Предпринимаемые Правительством и Министерством образования и науки РФ меры ведут к его углублению и угрожают потерей значительной части интеллектуального и человеческого потенциала страны. Участники обсудят стратегию возрождения российского образования и науки.
Модераторы:
Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию
Анатолий Миронов, председатель Профобъединения «РКК-Наука», сопредседатель Конгресса работников образования, науки, культуры и техникистарший научный сотрудник Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники им. В.А.Котельникова Российской академии наук
Наталья Яковлева, к.э.н., доцент, в.н.с. Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте
Участники:
Барабанер Х., Бондырева И.Б., Головина Т.Е., Джерелиевская И.К., Дроздов Б.В., Ермакова И.В., Зухба Е.Н., Кашин Б.С., Кривошеева-Медянцева Д.Д., Миронов А.С., Пантин В.В., Сенаторова Е.А., Смирнова Е.Е., Смолин О.Н., Черняго Л.С., Чокан Л., Шестоперов С.А., Эпштейн Д.Б., Яковлева Н.Г.
Спикеры Московского экономического форума обсудили проблему доступности образования в России. Дискуссия прошла в рамках конференции под названием «Наука и образование в России: антикризисная стратегия». Активными участниками дискуссии стали ведущие ученые научно-исследовательских институтов РАН, университетов и других научно-образовательных центров России, представители профсоюзных объединений и общественности.
Эксперты обсудили положение образования и науки в XXI веке, стратегию возрождения науки, образовательную политику и законодательство, и многое другое. Главный вопрос, стоящий перед спикерам, звучал так: «Как сделать образование доступным для всех, ведь это основное условие движения России к «обществу знаний?»
Прозвучало мнение о том, что сегодня образование в России, как и экономика, пребывает в кризисном состоянии. Предпринимаемые Правительством меры ведут не к оздоровлению ситуации, а напротив, имеют разрушительный эффект. Более того, они угрожают потерей значительной части интеллектуального и человеческого потенциала страны.
Главной проблемой, говорили эксперты, по-прежнему остается экономия бюджетных средств на отрасли — уровень финансирования образования в России предпоследний из развитых стран. По мнению спикеров, при таких расходах крайне сложно провести полную модернизацию. Отсюда вытекает другая «головная боль» — массовая бюрократизация российского образования. Учителя в школах, как и десятки лет назад, тратят колоссальное количество времени на бумажную волокиту, что несет непоправимый вред, и прежде всего детям. С трибуны звучала критика в адрес закона об образовании, принятого в 2012 году: «Цели не определены, основных моментов, — рассказала Наталья Яковлева, внештатный научный сотрудник Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, — которые определяют образовательную политику в стране, нет, люди на местах смотрят и не понимают ничего».
С тревогой о реформах образования говорили представители профсоюзных организаций. В то время как мировые тенденции направлены на расширение образовательных программ, в России происходит сужение. Не только преподавательский состав, но и научных работников переводят на договорную систему. Принципы единоначалия для научных организаций губительны, они создают огромный инструмент административного давления, поэтому, звучало в зале, надо возрождать статус преподавателя, который может противопоставить свое мнение администрации.
На конференции коллеги делились опытом зарубежных поездок. В качестве главной особенности европейской и западной систем образования, отмечали низкий уровень бюрократии, от которой в России, судя по настроениям, царившим в зале, страдает большинство научного сообщества и преподавателей.