МЭФ-2015: Круглый стол №3
26 марта 2015, 14:30

МГУ им. Ломоносова, Шуваловский корпус

Тема: «Информационная политика в интересах промышленной»

26 марта 2015 в рамках программы Московского экономического форума состоялся круглый стол «Информационная политика в интересах промышленной», инициированный Санкт-Петербургским региональным отделением Союза машиностроителей России.

Модератор круглого стола, главный редактор журнала «Экспертный союз» Александр Пылаев отметил, что заявленная тема попала в программу МЭФ со второй попытки. Видимо, общество настолько отвыкло от возможностей влиять на экономическую повестку дня через СМИ, что сама постановка подобного вопроса вызывает недоумение.


Для примера участникам дискуссии была представлена 15-сантиметровая пачка свежих отраслевых изданий в сфере приборостроения и автоматизации, собранных «методом чеса» на проходящей в те же дни профильной выставке. Все эти качественно изданные толстые глянцевые журналы представляют собой однообразные сборники рекламных модулей, заказных статей-агиток и справочных материалов без намека на попытку привлечь внимание читателей к масштабным отраслевым или межотраслевым проблемам. То есть к тому, что предельно актуально для всех авторов узкого рекламного контента.

Значит ли это, что сфера промышленной автоматизации и приборостроения живет в стране отдельной жизнью и процветает? Конечно, нет. Просто утрачен базовый навык использования отраслевых СМИ в интересах отраслей. И это – проблема, которую активно обсуждали участники круглого стола.

С развернутым осмыслением современного состояния отечественных СМИ выступила главный эксперт аналитического отдела Торгово-промышленной палаты РФ Елена Янчук. Один из ключевых выводов эксперта – сегодня крайне востребована постановка задачи на государственном уровне по популяризации промышленности. Нужна своеобразная «концепция промышленной/научно-технической риторики». Но реализация этой задачи должна идти в режиме «мягкой силы», а не в традициях формального чиновничьего забалтывания. Непосредственными источниками «мягкой силы» вполне могут стать деловые объединения, крупные отраслевые союзы и ассоциации, заинтересованные в формировании здравой экономической и промышленной политики в России.

Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Андрей Ходус (член редколлегии журнала «Экспертный союз») поделился своим опытом наблюдения за внешней информационной политикой предприятий с позиции работы на рынке слияний и поглощений. В частности, эксперт развеял устойчивый миф, живущий в головах многих директоров, о том, что активная позиция в информационной среде может привлечь к предприятию нежелательное внимание со стороны рейдеров или каких-либо еще недоброжелателей. Миф этот опасен, так как, во-первых, анализ бизнес-самочувствия любого актива ведется не по открытым источникам, а по специализированным информационным базам данных, которые легко доступны. А во-вторых, боязливая тактика молчуна, отсутствие активной позиции и публичной опоры на отраслевые, экспертные и властные структуры как раз является дополнительным признаком того, что предприятие не способно оказать сколь-нибудь заметного сопротивления потенциальным «захватчикам». Именно такие становятся жертвами в первую очередь.

Со стороны наукоемкой промышленности на круглом столе выступил заместитель директора ОКБ имени Люльки по военным программам Святослав Мосцеев. Представитель оборонки подчеркнул, в частности, что переизбыток рекламы и заказных статей в так называемых «деловых СМИ» уже вызывает отвращение у читателя, который ищет в информационном потоке действительно серьезные и значимые для его отрасли темы. Святослав Мосцеев подтвердил уже не просто общественный, а экспертный запрос на качественное информационное сопровождение задач модернизации экономики, новой индустриализации и импортозамещения. Если на уровне промышленной политики государство такие задачи не ставит, то вместо них другие задачи ставит кто-то другой, и обеспечивает средствами. Как следствие, «деловая журналистика» вырождается в обзор бизнес-скандалов и самозабвенное пересчитывание денег в чужих карманах. Кто на какой строчке «Форбс», - это все, что нам следует знать о российской экономике? Ответ – нет.

Мысль коллеги продолжил руководитель проекта Объединенной двигателестроительной корпорации Феликс Шамрай. Эксперт подчеркнул значимость активной гражданской позиции каждого профессионала. Даже в существующих условиях сферы СМИ есть возможность находить актуальные каналы обмена информацией и принимать живое участие в выработке будущих управляющих решений. Это не просто, но возможно.

Конкретный пример такой работы представил директор «Центра импортозамещения» в Санкт-Петербурге Станислав Невзоров. Открытие центра буквально накануне МЭФ стало результатом совместной работы крупной выставочной компании «Экспофорум» и Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России с опорой на мощный экспертный пул этой организации и ее информационную поддержку через некоммерческий журнал «Экспертный союз». Развитие этой инициативы в дальнейшем может послужить моделью для других регионов.

Целый свод рекомендаций по вопросам круглого стола предложила специалист по маркетингу и PR в высокотехнологичных отраслях Галина Зачесова. Ей также представляется очевидным, что осмысленная информационная политика в научно-технической, производственной и образовательной сферах должна быть вынесена в повестку дня новой экономической политики страны, и тем самым послужить ее успешной реализации. Предложено видение конкретных инструментов такого взаимодействия.

По итогам прошедшего круглого стола готовится несколько авторских публикаций, которые выйдут в свет в июньском номере журнала «Экспертный союз» накануне Петербургского экономического форума. Есть надежда, что его повестка в 2015 году будет наполнена действительно актуальными вопросами. Эксперты МЭФ всегда готовы помочь в этом.