МЭФ-2015: Круглый стол №13
26 марта 2015, 14:30

Шуваловский корпус МГУ

Тема: «Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса»

Модератор: проф., д.э.н., Заслуженный экономист РФ Соловьев А.К.

Директор Департамента стратегического планирования Пенсионного фонда РФ, профессор Финансового университета при Правительстве РФ

Новая реформа пенсионной системы 2015 г. в нашей стране должна стать заключительным этапом перевода государственного пенсионного обеспечения на страховые принципы. Однако ее реализация наложилась на комплекс негативных макроэкономических факторов, который выражается в системном бюджетном кризисе. Для новой пенсионной реформы характерными отличительными чертами является то, что ее базовые принципы основаны на «трансфертной пенсионной модели», которая предусматривает непосредственную зависимость экономического механизма формирования пенсионных прав застрахованных лиц не только от текущего, но и от долгосрочного трансферта федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи этим на повестке дня круглого стола были рассмотрены актуальные вопросы:

· Кризис пенсионной системы: миф или реальность.

· Пенсионная реформа 2015: стратегические цели и конъюнктурные задачи.

· пенсионный возраст: экономическая и социальная составляющие.

· Пенсионные накопления: интересы «бизнеса» и человека.

· Проблема пенсионной нагрузки на бизнес,

· Пенсионная нагрузка на госбюджет или привилегии бизнесу.

В работе приняли участие 38 чел., представители министерств и ведомств, государственной думы, профессиональных союзов и др. общественных организаций, негосударственных пенсионных фонд, страховых и управляющих компаний, ведущих московских и региональных экономических вузов, экономических институтов РАН.

Выступления докладчиков были посвящены наиболее важным проблемам современного этапа реализации пенсионной реформы: падению уровня материального обеспечения пенсионеров, с одной стороны, и росту финансовой зависимости бюджета пенсионной системы от госбюджета, с другой.

В частности, в докладе Статс-Секретаря Министра труда и социальной защиты РФ А.Н. Пудова была раскрыта и всесторонне обоснована социальная направленность пенсионной реформы 2015 и дальнейших мероприятий ведомства по поддержанию материального уровня жизни пенсионеров.

Ключевое место среди этих мероприятий уделяется присоединению РФ к международным актам, направленным на социальную защиту граждан страны. Среди этих документов наиболее важным является ратификация Россией Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социальной защиты граждан».

В этой связи Пудов сообщил, что разработанная Минтрудом России и Пенсионным фондом РФ Методика расчета коэффициента замещения согласовывается с заинтересованными ведомствами. Данная Методика согласована с Международной организацией труда. Методика расчета коэффициента замещения прежнего заработка для материального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца в Российской Федерации разработана в соответствии с требованиями Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» для национальных систем обязательного пенсионного страхования наемных работников.

Международные эксперты признали, что методика соответствует юридическим обязательствам государства, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с предстоящей ратификацией Конвенции № 102.

Законопроект о ратификации 102-ой Конвенции Минтруд подготовит уже в этом году – уточнил он.

В конвенции 102 указано, что коэффициент замещения в стране, должен составлять не менее 40 процентов прежнего заработка гражданина. Согласно документу, коэффициент рассчитывается как соотношение пенсии и прежних доходов получателя и зависит от стажа и заработка, базы начисления страховых взносов, возраста выхода на пенсию, пенсионной формулы, тарифа, учитываемого в пенсионных правах.

«Принятие этой конвенции, направлено на гармонизацию российского пенсионного законодательства с основными международными и европейскими нормами». Докладчик подчеркнул, что Россия, ратифицируя этот документ, обязуется строго выполнять прописанные в ней международные нормы.

Замглавы Минтруда России подчеркнул, что для реализации норм Конвенции в соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы, утвержденной распоряжением Правительства России в 2012 году, пенсионная система должна базироваться на трехуровневой уровневой модели. Первый уровень – государственная пенсия, формируемая за счет страховых взносов, должен обеспечивать 40 процентов утраченного заработка. Второй уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника – 15 процентов. И еще 5% должен давать третий уровень – частная пенсия, формируемая самим человекам.

В совокупности комплекс мер пенсионной реформы и соблюдения международных актов позволит в близкой перспективе сохранить и даже повысить уровень материального обеспечения пенсионеров, с одной стороны, и последовательно сокращать финансовую зависимость пенсионного бюджета от федерльных трансфертов.

Большое внимание участников круглого стола было уделено другому остро дискуссионному вопросу – накопительной пенсии. В частности, в своем докладе Первый вице-президент НАПФ Ю.З. Люблин обосновал необходимость сохранения и активного развития накопительных форм пенсионного обеспечения в обязательном порядке, основываясь на относительной экономической эффективности пенсионной накопительной модели перед солидарной моделью. Его поддержал Президент НПФ «Европейский» Е.Л. Якушев, который сообщил, что контингент участников как обязательного, так и добровольного пенсионного накопления неуклонно расширяется, а сами пенсионные выплаты к трудовой пенсии увеличиваются из года в год.

Другие выступающие (к.э.н. Куликова Т.Ю. (Государственная Дума), д.э.н. Егоров Е.Ю. (Экономический факультет МГУ), д.э.н. Ржаницына (Институт экономики РАН) убедительно доказали необходимость полного отказа от накопительного механизма формирования пенсионных прав, поскольку он недоступен для абсолютного большинства российского населения по причине предельно низкого уровня доходов и заработка, которого не хватает даже для текущего потребления. Одновременно подчеркивалось, что организационный механизм и экономическая сущность пенсионных накоплений непонятны рядовым гражданам, что открывает недопустимо широкие возможности для различных видов мошенничества и злоупотреблений средств пенсионных накоплений.

Большое внимание также было уделено проблеме пенсионного возраста и его функции в решении проблем бюджетного дефицита пенсионной системы. Данную проблему раскрыл в своем докладе проф. Финансового университета Соловьев А.К., который обосновал, что финансовый дефицит, как текущий, так и долгосрочный обусловлен не только и не столько проблемами пенсионной системы, сколько «внешними» к системе факторами – макроэкономическими и демографическими. Оба внешних фактора до сих пор сохраняют негативную направленность, что никак не учитывается при формировании долгосрочной пенсионной стратегии.

Финансовые проблемы пенсионной системы не могут и не должны решаться внутри пенсионной системы и «за счет» снижения уровня жизни рядовых пенсионеров, как это предлагают Минфин и Минэк. Для их решения необходимо менять макроэкономическую стратегию государства путем радикального усиления социальных приоритетов долгосрочного развития государства.

В заключении активной дискуссии был принят итоговый документ:

Итоги Круглого стола № 13

"Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса"

Реализация Правительственной стратегии долгосрочного развития пенсионной системы столкнулась с внешними негативными вызовами, которые составили объективную угрозу не только ее реализации, но и создали дополнительные риски для социальных и экономических интересов пенсионеров.

Главными проблемами текущего этапа развития пенсионной системы участники Круглого стола "Пенсионная реформа в условиях бюджетного кризиса" считают проблему квази дефицита пенсионного бюджета, которая может быть решена в том числе путем сокращения и последующего полного искоренения всех видов льгот и привилегий отдельным работодателям и бизнесу в целом.

Проблемы пенсионного возраста и накопительной пенсии нуждаются в детальном всеобъемлющем обсуждении, в том числе в научной среде, а также в дополнительных исследованиях их влияния на материальное обеспечение пенсионеров и на сбалансированность пенсионной системы.

Пенсионные преобразования 2015 года требуют дополнительных усилий по общественному обсуждению и широкой информационно-разъяснительной работы среди населения страны по институциональному содержанию этих преобразований, а также объяснению социально-экономических последствий принятых решений.