21.03.2013. Пленарная дискуссионная панель III «Экономика для человека или человек для экономики: вызовы и уроки БРИК»
Итак, после кризиса — я имею в виду не недавний, а тянущийся с 1970-х гг., в частности, после 1990-х гг., — так вот, после этого кризиса нам необходимо пересмотреть по меньшей мере 2 фактора или проблемы.
Во-первых, ясно виден рост процесса финансовой либерализации и финансовая нестабильность. То есть, влияние на нестабильный банковский сектор более слабое там, где силен институт среды. Можно заметить, что на Бразилию происходившее в США и в Европе повлияло гораздо меньше. Одна из основных причин такого состояния, на мой взгляд, — это существующее в данный момент регулирование банковской системы. Проблема не только в том, чтобы создать функциональные рамки регулирования, но и в строгом контроле потоков средств. Приходится думать о политике, которая привлечёт желаемые потоки средств в ряд секторов, разумеется, и ограничит эти потоки средств, например, для краткосрочных операций, с помощью налогов и аналогичных механизмов.
Во-вторых, если сражаться с ростом цен на финансовые услуги путём жёсткой экономии, то реальная ситуация будет похожа на создавшуюся в Европе, несмотря на настояния властей Германии. Экономический спад негативно влияет на бюджет, что вводит налоговые сборы в порочный круг, увеличивая совокупный долг — и это главная проблема, на наш взгляд. Да, разумеется, после кризиса есть и много других проблем, которые необходимо рассмотреть. Однако я полагаю, что для моего доклада хватит этих двух. В связи с этим можно заметить, что правительство на самом деле играет важную роль в координации, регулировании и главным образом стимулировании развития, особенно для стран БРИК и прочих стран в аналогичной ситуации.
Почему я рассматривал пример Бразилии — дело в том, что в Бразилии мы стали создавать другие роли для правительства после правительства Лулы: сочетать экономическую и социальную политику. Даже сохраняя основу экономической политики (целевые показатели инфляции и т.п.), Лула смог во многом изменить результат в плане распределения доходов страны. Что изменилось после него? Очевиднее всего три момента. Во-первых, обширная программа перераспределения доходов. Во-вторых, систематический рост минимальной зарплаты в реальном выражении. В-третьих, появилась возможность значительно увеличить государственные инвестиции в финансовую роль банка, нашего национального банка развития для других государств. Таковы три основных вектора изменений в нашей политике.
Результат изменения политики — изменение роста ВВП — особенно заметен после 2002 г. Изменение роста ВВП обусловлено созданием внутреннего спроса, спроса в стране, благодаря программам перераспределения доходов и росту минимальной зарплаты в Бразилии. Доход богатых людей в настоящее время снизился по сравнению с началом правления Лулы. В Бразилии удалось улучшить распределение доходов.
Одним из главных результатов данного изменения в экономической политике Бразилии явилось снижение уровня безработицы. Как я вчера упоминал в дискуссионной панели, сегодня в стране почти полная занятость, что для нас хорошо, потому что она благоприятна для богатства. Однако непростой задачей является рост, продолжение роста при такой модели, но об этом позже.
Кривая бедности в Бразилии значительно рассеяна и мы предполагаем искоренить крайнюю бедность в стране до конца текущего года. Так обещает правительство и мы видим, что это может произойти. А вот распределение доходов в Бразилии. Вы видите, что по мере роста минимальной зарплаты улучшается и распределение доходов в стране. Поэтому, очевидно, это хороший результат экономической политики Бразилии.
В заключение отмечу, что проблемы у нас есть. Конечно, хорошие моменты хорошими моментами, но в Бразилии много и плохого, с которым надо разбираться. И, я полагаю, в том числе существует проблема, которую мы можем наблюдать и в многих других странах с аналогичным устройством. Прежде всего у нас всё ещё присутствует высокая процентная ставка, приводящая к завышению курса обмена. Это создаёт проблемы для экспорта, поскольку сегодня мы зависим от экспорта товаров. Мы продолжаем экспортировать товары в большом количестве, но всё чаще, особенно из-за Китая, на экспорт идут и другие товары, в особенности, продукция горнодобывающей промышленности и продукты питания. Разумеется, на эту проблему должен отреагировать сектор.
Впрочем, можно упомянуть ещё одну проблему. Нам всё ещё приходится помнить об образовании и здравоохранении. Для Бразилии это непросто. Хотя приоритетом является искоренение бедности, теперь настало время задуматься о способах обеспечения постоянного роста и его продолжения, всё большего роста. Поэтому необходимо серьёзно задуматься об образовании, высшем образовании и здравоохранении. Более того, поскольку есть зависимость от товаров, особенно в экспорте, требуется также серьёзно взвесить политику в области промышленности. Если взять политику в области промышленности, я бы говорил здесь о чём-то вроде выбора отдельных отраслей, особых отраслей, в которые бы вкладывались средства для стимулирования технологий и технического прогресса.
Итак, в Бразилии нам приходится решать реальные проблемы. Возможно, в ближайшие 10–15 , по крайней мере, удастся сочетать качественную социальную политику с экономическим ростом.