Овчинников Олег
Об опыте иностранных партнеров
Об опыте иностранных партнеров

Для этого зададим и ответим на три, на наш взгляд, основных вопроса. Первое: может ли Россия обеспечить себя основными продуктами питания, как в текущей, так и в более отдаленной перспективе: Общепризнано, что из перечня основных продовольственных товаров проблемным в настоящее время является для России, пожалуй, только самообеспечение мясомолочными продуктами. Значительные сроки наращивания собственного производства этих продуктов сопряжены с целым рядом проблем.

В первую очередь – это кормовая проблема, особенно в белковой части белков. Для ее решения в краткосрочной перспективе рекомендуется наращивание импорта такой ценной культуры, как соя. В первую очередь из Бразилии, Аргентины. Отметим, что во многом благодаря прекрасной кормовой базе в США американское животноводство и птицеводство есть теми, кем они есть – высокоэффективными отраслями экономики. Основу кормовой базы составляет, как известно, кукуруза и соя. В долгосрочной перспективе следует расширить собственные посевы сои. В настоящее время в России производится около 2 миллионов тонн соевых бобов. В тот же время потенциал их производства только в европейской части России по некоторым оценкам составляет до 20 миллионов тонн на площади не менее 5 миллионов гектаров.

Кроме того, в решении мясомолочной проблемы следует отметить необходимость восстановление племенных хозяев в животноводстве, развитие такой самостоятельной отрасли животноводства, как пастбищесткая отрасль и целый ряд других задач. Второй вопрос: какими должны быть приоритеты аграрной внешнеторговой политики? Обратимся к опыту США и отметим, что там существует 2 основных, в отношении импорта и экспорта сельхозпродукции, соответственно, принципа организации аграрной торговой политики. Во-первых, импорт является регулируемым и призван, с одной стороны – дополнить ассортимент продовольственных товаров не производимых, либо производимых в недостаточном количестве внутри страны; с другой стороны – он ограничен в тех случаях, когда его бесконтрольный рост может нанести вред национальной аграрной экономике.

В США существует ряд отраслевых рынков сельхозпродукции в той или иной мере надежно защищенных от более дешевого импорта. К наиболее значительным из них можно отнести рынки сахара, мяса, говядины с бараниной, и молочных продуктов. Во-вторых, экспортные поставки всемерно стимулируются государством. Основных причин тому две. Во-первых, экспорт является важным каналом сбыта, производимой фермерским хозяйством США продукции, повышая его доходность и снижая затраты государства на его регулирование. Во многом именно в силу этого США выступает главным инициатором многих международных договоренностей по либерализации международной торговли, которые по существу призваны убрать барьеры на пути американской аграрной продукции.

Второе – кроме этого, экспортные поставки сельхозпродукции становятся в современном мире все более весомым инструментом продовольственной дипломатии, роль которого со временем будет только возрастать. В силу этого можно сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию российской аграрной внешнеторговой политики. Первое – для такой страны, как Россия, внешнеторговая политика должна всемерно содействовать поддержанию ее продовольственной безопасности, все международные договоренности должны строиться с соблюдением этого основного принципа. Второе – следует поощрять экспортные поставки сельхозпродукции. Безусловно, это должно происходить с учетом потребности страны в продовольствии, не нарушая баланса внутреннего производства и потребления.

Третий вопрос и самый главный вопрос, пожалуй: какими должны быть первоочередные меры, могущие придать мощный импульс динамического развития отечественному сельскому хозяйству? На наш взгляд, первое, что нужно принять – это реформа системы госрегулирования. Опыт США позволяет выделить 4 основных принципа организации эффективной системы госрегулирования аграрного сектора. Во-первых, это комплексный характер аграрной политики. Основная цель всех мер в конечном итоге сводится к наиболее полному обеспечению продовольствием безопасности страны. Во-вторых, важнейшей особенностью аграрной политики США является централизация госуправления аграрным сектором, когда практически вся аграрная политика проводится на федеральном уровне. Обусловлено это тем, что продовольственная безопасность является важнейшей частью национальной безопасности страны и, учитывая это, решается исключительно на федеральном уровне.

В-третьих, следует отметить уникальную роль Министерства сельского хозяйства США. Американский Минсельхоз есть мощный регулирующий и направляющий, и научно-исследовательский сектор в аграрном секторе страны. Четвертое – основу законодательной базы регулирования сельского хозяйства составляют регулярно, раз в 5-7 лет, принимаемые федеральные сельскохозяйственные законы. Это перечень программ с плановыми показателями и финансированием. Даже поверхностное сравнение систем госрегулирования аграрного сектора США и России позволяют констатировать следующее: основные принципы организации российской аграрной политики значительно отличаются от тех, которые существуют в США и, увы, не в лучшую сторону.

Слово «система» с трудом подходит к тому, что имеется в государственном регулировании отечественного агропрома. Несмотря на почти 25-летний период рыночных реформ, встроенной системы мер аграрной политики в России до сих пор не существует. Минсельхоз России представляет собой аморфное ведомство, назвать которое организующим началом в российском сельском хозяйстве невозможно, необходимость коренного реформирования этой организации налицо.

Значительная часть функций государственного регулирования АПК страны передана на региональный уровень.

Понять и тем более объяснить это трудно. Система, создающая столько проблем в самом сельском хозяйстве и обуславливающая усиление центробежных тенденций регионов, бережно охраняется. Принятая на период программа до 2020 года – трудно, мало свидетельствует о зрелой аграрной политике. Ну, и последнее, мне бы хотелось, год назад мы встречались, обсуждали дорожную карту – неизвестна ее дальнейшая судьба. Я предлагаю, что она должна быть с учетом замечаний доработана и лечь в основу новой доктрины продовольственной безопасности, на основе которой следует написать проект нового сельскохозяйственного закона, который должен стать альтернативой существующей госпрограмме. Спасибо за внимание.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: